Присадка в коробку передач: особенности, плюсы и минусы
Как известно, коробка передач является вторым по степени важности агрегатом после ДВС. От общего состояния и качества работы КПП, причем независимо от вида и типа самой коробки, напрямую зависит комфорт и плавность переключений во время езды, расход топлива и т.д.
С учетом того, что ремонт, восстановление или замена такого агрегата не является дешевой операцией, по понятным причинам большинство владельцев уделяют коробке передач не меньше внимания, чем двигателю.
На практике, многие автовладельцы стараются своевременно менять трансмиссионное масло, а также используют смазочные материалы лучшего качества. Более того, современный рынок автохимии предлагает большое количество различных присадок для защиты и восстановления двигателя и КПП.
В этой статье мы поговорим о том, нужно ли использовать присадки для трансмиссии, в каких случаях присадка в коробку позволяет добиться положительного эффекта, а также какие присадки в автомат и механику можно выделить на рынке.
Присадки для трансмиссии: особенности
Не трудно догадаться, что в сторону присадок для КПП владельцы смотрят в двух случаях:
- когда уже возникли неисправности, коробка стала хуже работать;
- в целях профилактики, для защиты от износа и увеличения срока службы агрегата;
Зачастую использование присадок для коробки передач намного более актуально в первом случае, то есть когда нужно поддерживать КПП в рабочем состоянии и одновременно решить проблему уже имеющегося износа без ремонта агрегата.
Сразу отметим, в случае серьезных поломок или критического износа рассчитывать на восстановление работоспособности КПП (как механики, так и автомата) после использования присадки никак не стоит. Как правило, если коробка сильно изношена, необходим ремонт.
Если же агрегат изношен, но еще более-менее нормально работает, в ряде случаев возможно на какое-то время улучшить качество его работы, однако такой эффект зачастую также будет кратковременным.
В отдельных случаях, когда сильного износа трансмиссии еще нет, но уже появились определенные признаки, качественная и эффективная присадка позволяет решить ряд проблем. Простыми словами, целесообразность использования присадок будет зависеть от того, в каком состоянии находится та или иная КПП.
Идем далее. Перед тем, как ответить на вопрос, какую присадку залить в КПП, а также какие лучшие присадки в коробку передач выбрать, необходимо уделить внимание основным признакам, которые указывают на начало проблем с КПП.
Все неисправности и проблемы, для решения которых может потребоваться присадка, можно условно разделить на три группы:
- появление посторонних звуков во время работы (коробка шумит, воет, появился скрежет КПП);
- нарушение герметичности, заметны течи трансмиссионного масла из коробки передач;
- возникли проблемы с переключением передач (передачи включаются с трудом на МКПП, если речь идет об АКПП, рывки, пинки коробки автомат и т.п.).
Как правило, наиболее частой и распространенной проблемой является шум в КПП. На практике, исправно работающая коробка шуметь не должна, при этом появление посторонних звуков немедленно вызывает беспокойство.
Шуметь КПП может как в результате снижения уровня масла или использования неподходящих трансмиссионных жидкостей (вязкость, загрязненность), так и по причине износа тех или иных элементов трансмиссии (например, увеличение зазора между деталями, износ зубьев шестерен).
Естественно, можно сразу снять и разобрать коробку, после чего выполняется дефектовка и ремонт КПП. Однако нужно учитывать, что подобное решение требует значительных расходов. Именно по этой причине многие владельцы начинают использовать присадки.
Итак, существуют два типа присадок и добавок для КПП:
- присадки для механических коробок передач;
- присадки для автоматических коробок передач;
При этом взаимозаменяемости нет (нельзя использовать присадки для АКПП в МКПП и наоборот). Также рекомендуется использовать только качественные оригинальные продукты известных производителей.
Дело в том, что дешевые и непроверенные решения по результатам тестов присадок в КПП оказываются малоэффективными, а в отдельных случаях могут даже навредить, так как в большей или меньшей степени изменяют свойства трансмиссионного масла.
Еще нужно помнить, что к использованию присадки в АКПП нужно подходить с особой осторожностью, так как распространены случаи серьезных последствий или даже полного выхода агрегатов данного типа из строя. Причина — более высокие требования к качеству и свойствам масла в АКПП.
Что касается самих трансмиссионных присадок, по своим свойствам и особенностям они также отличаются. Одни увеличивают срок службы масла (защита от окисления), другие формируют на деталях и поверхностях особый защитный слой (противоизносные), третьи уменьшают потери на трение (энергосберегающие).
Также составы изменяют и/или стабилизируют вязкость масла при высоких и низких температурах, создают моющий эффект (препятствуют образованию отложений), не допускают вспенивания масла в КПП, устраняют протечки (присадки типа стоп-течь) и т.д.
Одни из них рассчитаны на постоянно применение, тогда как другие можно использовать разово для решения возникших проблем. При этом для достижения видимого эффекта необходимо проехать на автомобиле 100-200 км. За это время проявляется результат физико-химических процессов.
Еще нужно помнить, что присадки зачастую несовместимы между собой, то есть не допускается одновременное использование сразу нескольких составов. Также пользоваться добавкой нужно строго по той схеме, которая рекомендована производителем того или иного состава.
Обзор и тест присадок в МКПП/АКПП
С учетом того, что современный рынок перенасыщен различными продуктами и предложениями, составить рейтинг лучших трансмиссионных присадок для МКПП и АКПП является непростой задачей.
Также нужно учитывать, что каждый отдельный случай индивидуален, то есть по отзывам владельцев одна коробка после использования того или иного состава стала работать лучше, тогда как другая или окончательно вышла из строя, или же водитель не заметил никаких положительных изменений.
Так или иначе, остановимся на самых известных и востребованных решениях, которые тестировались различными экспертами, а также о которых большинство владельцев отзываются положительно. Начнем с коробки «механика» и присадок для МКПП. Такая коробка отличается надежностью и более простой конструкцией, чем автомат.
- Если говорить о присадках для МКПП, следует выделить бренд Liqui Moly и состав Getriebeoil Additiv. Присадка позволяет устранить шум МКПП, уменьшить износ, добиться плавного переключения передач, увеличить общий срок службы. Данная присадка разработана для механических трансмиссий, в основе лежит дисульфид молибдена, добавлен цинк и медь. Состав снижает трение между деталями, «сглаживает» дефекты на поверхностях.
- Еще одним популярным решением является продукция Xado. Специальный гель – ревитализант Хадо для МКПП способен создать особое покрытие на изношенных поверхностях, заполнить трещины и выемки. Это положительно сказывается на уровне шума и вибраций, улучшается работа синхронизаторов.
- Также можно отметить присадку М100 от Suprotec, которая подходит для МКПП и однодисковых роботов типа АМТ. Состав позволяет устранить шума и вибрации коробки передач, замедлить старение трансмиссионного масла. В основе лежат органические компоненты и минералы, которые формируют полимерную пленку для защиты от трения и износа.
- Еще одним популярным составом является MAX 200, который представляет собой ревитализант от Nanoprotec. Решение разработано для механических коробок передач легковых авто и легких грузовиков. Особенностью средства является создание оксидной пленки для защиты от трения. Также пленка позволяет уменьшить шум, снизить вибрации, добиться экономия топлива и увеличить срок службы агрегата.
Теперь перейдем к коробке – автомат. При этом присадки в автоматические коробки передач представлены не менее широко по сравнению с аналогичными составами для МКПП.
- Если возникла острая необходимость, как показывает практика, лучшая присадка для АКПП является разработкой бренда Liqui Moly. Присадка для автоматической трансмиссии деликатно воздействует на жидкость ATF, защищает трущиеся поверхности, а также способствует восстановлению эластичности прокладок, сальников и уплотнителей для устранения протечек.
- Еще в списке присадок для АКПП можно выделить Suprotec. Решение восстанавливает поврежденные поверхности, защищает от трения и износа, снижает шум, а также способно в отдельных случаях заметно улучшить плавность переключения передач в коробке автомат (уменьшается интенсивность толчков и пробуксовок АКПП).
Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли лить моторное масло в коробку передач. Из этой статьи вы узнаете о плюсах и минусах использования масла для двигателя в коробке, а также стоит ли использовать моторное масло в КПП.
Стоит ли использовать присадки в коробку: «механика» и «автомат»
Разобравшись с тем, какие присадки в АКПП лучше заливать, нужно еще раз напомнить, что без острой необходимости специалисты рекомендуют отказаться от использования подобных решений в гидромеханических автоматах, вариаторах CVT и преселективных роботах с двумя сцеплениями (типа DSG).
Коробки автомат данного типа является сложным агрегатом, масло в них выполняет функцию не просто смазки, но и рабочего тела (передает крутящий момент в ГДТ, причем жидкость сильно разогревается, также подается под давлением по каналам в гидроблоке/мехатронике на исполнительные устройства и т.д.).
Что касается МКПП и простых однодисковых роботов, конструктивно такие КПП похожи. Основное отличие – на роботе за включение/выключение передачи и сцепление отвечают сервомеханизмы под управлением ЭБУ вместо водителя.
Это значит, что универсальные присадки можно использовать как в РКПП, так и в МКПП. Однако следует учитывать, что трансмиссии могут иметь синхронизаторы, которые изготовлены из мягких материалов. По этой причине повышенное внимание следует уделять вопросу, как присадка изменяет свойства масла и влияет на синхронизаторы коробки передач.
Что касается пользы или вреда присадок, главным условие является целесообразность их применения в том или ином случае, а также строгое соблюдение всех правил и рекомендаций. Прежде всего, некоторые составы хорошо подходят для одних КПП, в то же время настоятельно не рекомендованы к применению в других (как правило, производитель указывает особенности на упаковке).
Также нужно понимать, что если коробка предельно изношена или неисправна, подобные решения (даже высокого качества) не помогут. Перед использованием нужно изучать состав, совместима ли присадка с трансмиссионным маслом или жидкостью, которая залита в КПП.
Еще добавим, что использование универсальных присадок и добавок в коробку передач в целях профилактики (коробка полностью исправна и нормально работает) не означает, что должен сразу проявиться какой-либо эффект.
Основная задача такой добавки – защита от преждевременного износа. Другими словами, судить о качестве состава можно будет только спустя 150-200 тыс. км. пробега, так как присадка должна увеличить общий ресурс агрегата (при условии правильного применения).
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что качественное обслуживание коробки передач (своевременная полная замена масла и фильтров КПП с поправкой на индивидуальные особенности эксплуатации) является основным условием. Также необходимо использование только рекомендуемых производителем авто или коробки высококачественных трансмиссионных масел и жидкостей.
Не менее важна и правильная эксплуатация самой КПП независимо от типа агрегата (езда без пробуксовок, резких стартов, нагрузок и т.п.). В этом случае вполне можно обойтись без использования дополнительных присадок и добавок в профилактических целях.
Рекомендуем также прочитать статью о том, стоит ли использовать присадки для двигателя. Из этой статьи вы узнаете о различных типах присадок для ДВС, их особенностях, составе и принципе действия, а также целесообразности использования в тех или иных случаях, рисках и т.п.
Если же используются присадки в КПП для решения уже имеющихся проблем, тогда важно учитывать общее состояние трансмиссии, так как присадкой можно только усугубить ситуацию. Еще нужно понимать, что все без исключения присадки являются временной мерой, которая зачастую позволяет только отсрочить ремонт.
Напоследок отметим, если трансмиссия изношена, перед использованием каких- либо составов и присадок в коробку передач оптимально сначала провести диагностику и получить консультацию опытных специалистов по ремонту механических и автоматических коробок передач.
Читайте также
Присадки в МКПП для снижения шума при работе агрегата Защитные и восстановительные присадки для механической коробки передач: как работают составы, целесообразность использования. Выбор присадок в МКПП.
Какое масло заливать в механическую коробку передач Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.
Смешивание масел для КПП: можно ли смешивать. Можно ли смешать масла в коробке передач: что нужно знать, возможные последствия смешивания трансмиссионных масел для КПП. Полезные советы.
Меняют ли масло в механической коробке передач Нужна ли замена трансмиссионного масла в механической коробке переключения передач, почему масло МКПП лучше менять и когда выполнять такую замену.
Можно ли лить моторное масло в коробку передач Моторное масло вместо трансмиссионного: можно или нельзя залить масло для двигателя в коробку передач. Отличие масел для ДВС от масла для КПП, рекомендации.
МКПП: замена масла в механической коробке передач Как подобрать масло для механической коробки передач. Замена масла в КПП «механика», периодичность и особенности замены трансмиссионных масел в МКПП.
http://krutimotor.ru/prisadka-v-korobku-peredach-mkpp-akpp/