Механическая коробка передач

Механическая коробка передач

Простая по конструкции, но требовательная к действиям водителя — МКПП. Она постепенно теряет популярность, уступая место автоматическим механизмам. Однако она имеет массу достоинств, а многие водители предпочитают именно ее, чтобы максимально контролировать процесс вождения. Как устроена и для чего нужна коробка передач, как эффективно ее использовать — читайте в статье.

Как устроена МКПП

Изображение 1. Механическая коробка передач: устройство

Система из сцепления шестерен в разных сочетаниях обеспечивает работу механической коробки передач. Они образуют несколько ступеней, которые имеют разное передаточное число. От количества ступеней зависит, насколько быстро машина может подстраиваться под изменение движения. С помощью входного вала коробка соединяется с двигателем, а выходной вал отвечает за колеса.

Конструкции ступенчатой коробки бывают двух видов:

  • трехвальная — обычно используется на автомобилях с задним приводом;
  • двухвальная — подходит для переднеприводных и заднемоторных легковушек.

В зависимости от ситуации на дороге водитель сам выбирает положение рычага в соответствии со схемой переключения передач, тогда как автоматический аналог КПП этого не требует. Механика имеет стандартный набор скоростей — 4 или 5 передних и одна задняя.

Каждая из них имеет свое назначение и должна включаться в определенном случае:

  • нейтральная скорость — крутящий момент не передается колесам, даже если двигатель заведен, при нажатии на педаль машина не поедет. Из нейтральной передачи можно переключить коробку в любою другую;
  • первая передача — с нее начинается движение;
  • вторая передача и все выше нужны при изменениях скорости;
  • передача заднего хода — для движения назад.

Для качественного вождения важно знать расположение педалей и скоростей на механике, понимать принцип работы сцепления, уметь точно переключаться, не глядя на рычаг, чтобы во время движения не отвлекаться и не отводить взгляд от дороги. Обычно такой навык приобретается с опытом.

Плюсы и минусы МКПП

Изображение 2. Плюсы и минусы механической коробки передач

Многие начинающие водители выбирают машины с автоматической КПП, так как ездить на механике сложнее. Но на деле механическая коробка во многих моментах предпочтительнее, чем автомат.

К преимуществам можно отнести такие факты:

  • Небольшая стоимость в сравнении с другими видам КПП.
  • Малый вес.
  • Простота и высокая надежность конструкции.
  • Высокий КПД.
  • Простота обслуживания.
  • Дешевые расходные материалы.
  • Правильная динамика повышения скорости.
  • Экономный расход топлива.

Во время движения по гололеду или мокрой дороге водитель лучше контролирует автомобиль из-за мощной связи мотора и ведущих колес. При необходимости машину легко завести «с толкача», так как коробка предполагает раздельную работу двигателя и трансмиссии. Кроме этого машина легко поддается буксировке с любой скоростью.

Есть у механической коробки и недостатки:

  • Сам процесс постоянного переключения рычага во время движения, утомляющий водителя, особенно в пробках.
  • Чаще требуется замена сцепления.
  • Для уверенного вождения необходимо выучить передачи и отработать их правильное переключение на практике до автоматизма.
Читать статью  Масло в двигатель Ford Transit

Расположение педалей на механике

Изображение 3. Педали в машине на механике

В машине с механической коробкой три педали:

  • Левая – это сцепление. Необходима для переключения скоростей и сопряжения работы двигателя и колес;
  • Средняя – тормоз. Служит для снижения скорости и остановки;
  • Правая – газ. Педаль для начала движения, разгона и поддержания скорости.

Педали расположены одинаково во всех автомобилях с механикой, независимо от модели, производителя, конструкции с правым или левым рулем. Педаль сцепления нужно полностью выжимать каждый раз перед тем, как переключать передачи на механике. Если этого не делать, переключение будет идти тяжело и со специфическим скрежетом, а МКП может сломаться.

Принцип работы механической КПП

Устройство механической коробки выглядит как сочетание шестерней с разным числом зубьев. А работа двигателя зависит от изменения количества оборотов, за счет чего регулируется усилие на ведущих колесах. Такой механизм регулирует работу двигателя и устанавливает оптимальный режим для разгона и торможения, а также при трогании. В этом и есть назначение коробки передач.

Крутящий момент распределяется плавно и равномерно. Неважно какой тип привода, принцип работы МКПП от этого не зависит.

Коробка передач связана с двигателем через сцепление. Коленчатый вал постоянно вращается, при этом он связан с первичным валом механической коробки. При нажатии на педаль сцепления команда от коробки передается двигателю.

Как ездить на механике

Изображение 4. Как ездить на машине с механической коробкой передач

Если водитель не выполняет при езде некоторых рекомендаций, то он может своими действиями навредить механизму. Нужно соблюдать следующие правила:

  • Выжимать сцепление до конца при переключении скорости. Если нажать на педаль не «в пол», а наполовину, при движении рычага будет слышен дребезжащий звук. Его издают шестерни, которые бьются друг об друга и сильно изнашиваются в этот момент.
  • Переключать передачи нужно плавным движением, а рычаг коробки передач при правильной работе должен легко поддаваться и двигаться в нужном направлении. Если он сопротивляется и для переключения требуется приложить большие усилия, то нужно обращаться в СТО для устранения неполадок.
  • Переключив передачу, плавно отпускайте педаль сцепления. Если резко ее бросить, то все детали КПП получат большую нагрузку. Если водитель часто допускает такие случаи, то коробка быстро износится.
  • Слишком затягивать отжатие сцепления тоже не стоит. Понимание этой грани приходит со временем и с водительским опытом. Если продолжительное время ехать или стоять с выжатой педалью сцепления, механизм испытывает слишком большие нагрузки.
  • Важно не только наработать правильную скорость, но и четко соблюдать алгоритм. Если при движении выполнять неверный порядок действий, то будут постепенно приходить в негодность муфты, синхронизаторы и вилки — элементы механизма переключения.
  • Не держите ногу постоянно на педали сцепления. Случайное нажатие вызовет движение в механизме сцепления, диски будут нагревать и портится.
  • Перед переключением коробки на задний ход машина должна полностью остановиться. Колеса не должны двигаться в момент переключения, иначе можно получить удар в трансмиссии. У задней передачи отсутствуют синхронизаторы, так как она предусмотрена только для неподвижных колес и выходного вала.
Читать статью  Какое масло в сузуки свифт заливать в

Чтобы коробка работала правильно и не сломалась раньше времени, нужно внимательно следить за своей манерой вождения и исправлять ошибки если они есть.

Как ухаживать за КПП

Изображение 5. Как ухаживать за МКПП

Коробка передач, как любой сложный механизм, требует правильного обслуживания. Если она работает без нареканий, все равно нужно за ней ухаживать и осматривать.

  • Хотя бы раз в год нужно проверять масло. Для этого потребуется специальный щуп, а если его нет, то придется выкрутить пробку в заливном отверстии. В норме масло находится на уровне нижней кромки. Важно провести визуальный осмотр, нет ли в масле металлических частиц, которые появляются от трения деталей. Если собираетесь долить, то используйте тот же вид масла, что уже залит в коробку.
  • Проверьте наличие подтеков из коробки. Это опасное, хотя и редкое сейчас явление. Чтобы проверить, загляните под капот — в случае протечки под машиной остается след от масла.
  • Полная замена масла необходима примерно каждые 65 тысяч км пробега. Это простое действие сохранит работоспособность коробки надолго.
  • Если в коробке появился шум, вибрации или другие изменения, необходимо обратиться в сервис. Также помощь мастера нужна, если коробка с трудом переключается на какую-либо передачу или сама с нее переходит в нейтральное положение. Такого быть не должно.
  • Следите за исправностью механизма сцепления, правильной регулировкой привода и дисков, чтобы процесс сцепления был плавным, без рывков.
  • Механизм переключения передач тоже необходимо проверять, иначе, если не в порядке система тросов и тяг, то КПП не будет переключаться ни на одну передачу.

Механическая КПП при соблюдении правил эксплуатации будет отлично работать даже после пробега в сотни тысяч километров. Неправильное использование и постоянные ошибки в действиях, отсутствие ухода приведут к неисправности еще в начале работы.

Как увеличить срок службы МКПП

Изображение 6. Как продлить срок службы МКПП

Чтобы коробка работала долго без перебоев, нужно беречь ее от экстремальных перегрузок, соблюдать очередность действий при переключении и не забывать про уход.

Вот несколько правил которые применяют опытные водители:

  • Выбирайте наиболее подходящую передачу при изменениях движения. Это главная рекомендация, которую не все выполняют, особенно начинающие, но она спасает и коробку, и двигатель.
  • При движении по городу высокие передачи редко бывают рациональными. При постоянном изменении скорости должен быть запас тяги.
  • На автомагистрали как раз отличное решение — высокие передачи, но при обгонах не забывайте заранее переключиться на более низкие, чтобы иметь максимальную тягу двигателя.
  • Не переключайтесь на высоких оборотах двигателя. Чем они выше, тем сильнее при переключении их скачок, что приводит к нагрузкам на шестерни, сцепление, синхронизаторы.
  • При постепенном снижении скорости потока автомобилей не нужно перебирать по очереди все более низкие передачи. Можно спуститься сразу установить нейтральное положение. Ведь если педаль газа отпущена, при переключении колеса все равно будут крутить мотор, что приведет к ненужной нагрузке на сцепление и шестеренки КПП. Когда поток снова начнет набирать скорость и потребуется тяга двигателя, можно переключаться на нужную для безопасного разгона скорость.
  • Если мотор работает на высоких оборотах, не включайте пониженную скорость в этот момент. Иначе обороты двигателя могут превысить допустимые нормы, что скажется на работоспособности сцепления и коробки. Тормозить двигателем при помощи переключения на низкие передачи нерационально и допустимо только при отказе педали тормоза. Если впереди на дороге большой спуск, то снизить скорость и включить пониженную передачу нужно заранее, а не в момент скатывания машины с горки и набора скорости.
  • Если машина остается на открытой стоянке в холодное время года, при запуске двигателя нужно дать время на прогрев маслу в КПП — оно греется медленнее, чем мотор. Когда коробка не прогрета, замерзшее масло из-за большой вязкости делает рычаг переключения слишком тугим для управления.
Читать статью  Замена масла в мкпп Ниссан Кашкай

Не забывайте снимать со скорости КПП, если паркуете машину зимой на улице. Иначе масло сильно загустеет на морозе, из-за чего внутренний механизм коробки потеряет подвижность. Даже если потом поставить рычаг в нейтральное положение, в момент пуска двигателя будет характерный рывок, который отдает в колеса замерзшая механическая трансмиссия.

В жаркую погоду старайтесь переключать скорости по минимуму, чтобы еще больше не нагревать сцепление и коробку.

Можно ли экономить топливо

Есть несколько способов сделать расход топлива меньше путем снижения нагрузки на двигатель. Для этого при движении нужно следовать правилам:

  • Если двигатель работает слишком интенсивно, но машине не нужна в данный момент такая мощность, нужно повысить передачу;
  • Когда машина разгоняется, переключать скорости нужно быстро — с первой на вторую при скорости 25 км/ч, на третью при разгоне до 55 км/ч;
  • Если без нажатия педали газа автомобиль теряет скорость, нужно переключить КПП на более низкую передачу. Расход топлива увеличивается если на высокой передаче ехать медленно.

Управление машиной с механической КПП может показаться сложным для новичков: они часто не понимают, как научиться ездить на механике. Со временем правильный порядок действий при переключении скоростей входит в привычку, а опытные водители выполняют все движения «на автомате».

Автор: Андрей Савинов (Автоэксперт портала avto-idea.ru)

https://sevastopol.su/news/mehanicheskaya-korobka-peredach

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх