Какой объем масла в коробке передач «Приоры» и почему это важно
Избыток масла в коробке «Приора» (16 клапанов), а также любой другой трансмиссии приводит к тому, что лишняя смазочная жидкость начинает давить сальники и начинает вытекать через них. Причем после появления проблемы течь не исчезает даже после нормализации уровня, поэтому следом за переливом следует падение уровня со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим во время заливки необходимо точно знать, сколько масла в КПП «Приора» находится прямо сейчас.
Масло в коробке передач смазывает трущиеся детали, снижая скорость их износа, а также защищает механизм от перегрева, передавая излишнюю тепловую энергию от шестеренок к алюминиевому корпусу агрегата, выполняющему также функцию радиатора. Поэтому каждый владелец этой машины должен знать, сколько масла в КПП «Приора», чтобы избежать недолива или перелива смазочной жидкости.
Какие коробки стоят на «Приоре»
Автомобиль «Лада Приора» выпускали 11 лет, с 2007 по 2018 год, за это время на нем несколько раз меняли коробку передач, а в последние годы стали устанавливать даже робота, то есть роботизированную трансмиссию. Вот список КПП, которые устанавливали на этот автомобиль, а также двигателей, с которыми агрегатировались коробки:
Модель КПП | Краткое описание трансмиссии | Модель и мощность двигателя (л. с.) |
ВАЗ 2170 | Кулисная КПП старого образца | 21114 (80), 21116 (87), 21126 (98) |
ВАЗ 2180 | Кулисная КПП нового образца | 21127 (106) |
ВАЗ 2181 | Тросовая | 21116 (87) |
ВАЗ 2182 | Роботизированная (АМТ) | 21127 (106) |
ВАЗ 2170 досталась Lada Priora от снятого с производства десятого семейства, поэтому является обычной десяточной коробкой с небольшими изменениями, поэтому агрегат сохранил все недостатки исходного устройства. К 2013 году, когда стало ясно, что механическая коробка переключения передач (МКПП) не соответствует ожиданиям приороводов, инженеры «АвтоВАЗа» модернизировали ее и присвоили новому аппарату номер 2180. Инженерам удалось снизить шум агрегата и немного повысить его надежность, однако платой за это стало снижение максимально допустимого крутящего момента.
В 2012 году инженеры «АвтоВАЗа» разработали новую трансмиссию, в которой учли предыдущие ошибки, благодаря чему появился агрегат, лишенный большинства недостатков предыдущих МКПП, особенно дребезга рычага. Очередное снижение максимального крутящего момента не стало проблемой, ведь к этому времени удалось наладить производство мощных высокооборотистых двигателей небольшого объема, поэтому на некоторые модели «Приоры» начали устанавливать этот агрегат.
В 2014 году на базе трансмиссии 2181 российские и немецкие инженеры (концерн ZF) разработали роботизированный агрегат, который хоть и сохранил механизм исходной коробки, но благодаря электрическим приводам (актуаторам) работал в автоматическом режиме. Тем не менее агрегат получился не очень удачным, хотя реально удачные роботизированные КПП и по всему миру получаются крайне редко. Поэтому с 2014 года у потенциальных покупателей «Приоры» появился относительно большой выбор трансмиссий, однако полноценной АКПП в нем не было.
Почему важен правильный объем масла
Принцип работы МКПП основан на передаче кинетической энергии между вращающимися шестернями, одна из которых является частью первичного вала, а вторая через синхронизатор при необходимости подключается ко вторичному валу. При подключении тех или иных шестерней меняется соотношение коэффициента передачи редуктора, а значит, скорость движения автомобиля. Передача энергии сопровождается трением и выделением тепла, причем оба фактора могут быстро разрушить тонкий слой закаленного металла на поверхности шестеренок и валов, поэтому очень важна качественная смазка трущихся поверхностей.
Эффективность этих процессов напрямую зависит от того, сколько масла в КПП «Приора». Когда уровень смазки оптимален, она равномерно распределяется по всем трущимся деталям, снижая силу трения и отводя от них избыток тепла. Если же количество масла в КПП «Приора» ниже необходимого, происходит следующее:
- Снижается количество смазки на трущихся поверхностях, из-за чего резко возрастает износ тонкого слоя закаленного металла (сильнее всего страдают подшипники валов).
- Смазочная жидкость пенится, из-за чего резко падает ее способность отводить тепло от шестеренок и подшипников.
- Из-за возросшей температуры масло быстро стареет, что приводит к ухудшению его смазочных свойств, а также снижению вязкости (чем меньше вязкость, тем смазка становится более жидкой, а значит, истончается защитный слой между трущимися деталями, что приводит к увеличению их трения друг об друга).
Масло для КПП «Приоры»
Первое время падение уровня никак не проявляет себя, однако когда износ тонкого закаленного слоя металла достигает критического значения, шестерни и подшипники начинают выть на высоких оборотах. Чем выше скорость вращения и чем сильней износ, тем громче будет звук, поэтому после появления воя долив масла уже не исправит нанесенного вреда, и до ремонта или замены трансмиссии останется не так много сотен или тысяч километров. Поэтому очень важно регулярно, хотя бы раз в месяц, проверять, сколько масла в КПП «Приора», чтобы избежать падения уровня и вызванных этим негативных последствий. Если же устранять причину и доливать смазочную жидкость сразу же после утечки, то повреждений агрегат не получит.
Избыток масла в коробке «Приора» (16 клапанов), а также любой другой трансмиссии приводит к тому, что лишняя смазочная жидкость начинает давить сальники и начинает вытекать через них.
Причем после появления проблемы течь не исчезает даже после нормализации уровня, поэтому следом за переливом следует падение уровня со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с этим во время заливки необходимо точно знать, сколько масла в КПП «Приора» находится прямо сейчас.
Какое масло и сколько нужно заливать в каждую коробку
Для всех коробок подходит масло «Лукойл» ТМ-4-12 с вязкостью от 75W80 до 80W90, соответствующих API GL-4, ведь именно его заливают на заводе. Вместо него можно любую полусинтетику такой же вязкости, имеющее соответствующий допуск по API. Основная проблема, возникающая при выборе трансмиссионной жидкости, заключается в том, что «АвтоВАЗ» не заинтересован в слишком долгой службе этого агрегата, ведь тогда они смогут меньше продать других трансмиссий. Поэтому в вопросе, какое масло в коробку «Приора» лучше выбирать, необходимо опираться на мнение профессиональных механиков и опытных приороводов (так нередко называют владельцев «Приор»).
По мнению опытных приороводов и профессиональных авторемонтников, в коробку «Приора» (16 клапанов) лучше заливать масло следующих марок:
- «НОВОЙЛ ТРАНС КП» — 80W-85.
- «РОСНЕФТЬ» KINETIC — 80W-85.
- ТНК «ТРАНС КП» — 80W-85.
- ТНК «ТРАНС КП СУПЕР» — 75W-90.
- «ТРАНС КП-2» — 80W-85.
- SHELL TRANSAXLE OIL — 75W-90.
Масла и изготовители
У любой модели «Лада Приора» в КПП объем масла должен составлять (литров):
- 2170 – 3,5.
- 2180 – 3,1.
- 2181 – 2,2.
- 2182 – 2,25.
Необходимо придерживаться этих значений.
Как проверить уровень масла после заливки
Некоторые мастера советуют залить масло в КПП «Приора» в том же объеме, что было слито, однако у этого подхода есть существенный минус – неизвестно, был ли соблюден уровень, поэтому если масла не хватало, то недостаточный уровень будет и после заливки, а значит, очень скоро агрегат выйдет из строя. На большинстве КПП есть щуп, показывающий уровень смазочной жидкости, если он у вас есть, вытащите его, протрите чистой не ворсистой ветошью и до упора вставьте в коробку. Затем снова вытащите и оцените уровень масла.
Читайте также: Как подтянуть рулевую рейку на «Приоре» с электроусилителем и гидроусилителем руля
Если же щупа нет, или его стерло о зубья шестеренок, то используйте смотровое окошко на левой стороне корпуса трансмиссии – как только уровень достигнет оптимального значения, смазочная жидкость начнет вытекать через это отверстие, это поможет вам узнать, сколько масла в КПП «Приора».
Ведь если лить бесконтрольно, то в КПП входит во много раз больше смазочной жидкости, чем необходимо для правильной работы агрегата.
Заключение
Несмотря на то, что Lada Priora уже снята с производства, ее владельцам необходимо понимать, какое масло лучше лить в коробку «Приора» (16 клапанов), ведь от этого зависит ресурс трансмиссии. Кроме того, очень важно, чтобы уровень масла в коробке «Приоры» 16-клапанной или других модификаций находился на определенном уровне. Если обеспечить это и высокое качество смазочной жидкости, то коробка отработает весь заявленный производителем ресурс, то есть 200 тысяч км, а возможно, проживет и гораздо дольше.
https://avtoshark.com/lada/priora/chassis-pri/skolko-masla-v-kpp-priora/