Как проверить коробку передач механика
Приобретение бывшей в употреблении механической коробки переключения передач (МКПП) – отличная альтернатива капитальному ремонту. Ведь в этом случае владелец автомобиля не зависит от качества запасных частей и мастерства сотрудников сервисных центров.
Обратившись в надежную компанию, можно получить рабочую МКПП за гораздо меньшие деньги, по сравнению с суммой, которую пришлось бы потратить на ремонт. Рассмотрим, на что необходимо обращать внимание при покупке механической коробки передач, чтобы уберечь себя от возможных неприятностей.
Немного теории
Принцип работы МКПП основан на ступенчатом изменении передаточного числа между шестернями, что позволяет регулировать угловую скорость и величину крутящего момента. Передаточным числом называется соотношение количества зубьев между ведомой и ведущей шестернями. Водитель транспортного средства самостоятельно подбирает подходящую передачу, в зависимости от дорожных условий.
Таким образом, задача МКПП сводится к преобразованию крутящего момента двигателя посредством взаимодействия шестерен различных конфигураций. К основным элементам конструкции механической коробки КПП относят:
- Первичный, вторичный и промежуточный вал с шестернями;
- Картер КПП;
- Синхронизаторы;
- Механизм переключения передач;
- Рычаг переключения передач.
Стоит заметить, что количество валов с шестернями зависит от типа исполнения коробки передачи. Существуют двух- и трехвальные модели КПП. Смазка подвижных рабочих элементов осуществляется с помощью трансмиссионного масла.
Теперь можно перейти к особенностям выбора МКПП. Понимание принципа работы и знание основных элементов конструкции поможет правильно оценить состояние и степень износа коробки переключения передач.
Визуальный осмотр
Чтобы абсолютно точно оценить состояние коробки передач, потребуется разборка данного узла или его установка непосредственно на автомобиль. Однако в большинстве случаев даже визуальный осмотр и несколько простых действий помогут оценить качество товара.
Внешний вид коробки передач играет важную роль. Наличие сколов, трещин или других видимых дефектов недопустимо. Масляные подтеки указывают на плохую герметизацию или наличие микротрещин. Подобные сюрпризы могут обернуться в будущем серьезными проблемами.
Переключение передач должно осуществляться четко, без посторонних звуков. Также не лишним будет проверить плавность вращения валов и наличие люфтов у фланцев.
Трансмиссионное масло
Проверка состояния масла – самый простой способ проверки состояния КПП. Следует помнить, что нормальное трансмиссионное масло должно быть прозрачным, естественного коричневого цвета. Густой темный цвет – признак отработавшей ресурс смазки.
Запах гари указывает на неисправность механизма. От приобретения такого товара лучше отказаться. Также следует с осторожностью относиться к коробкам, в которых полностью отсутствует масло или наоборот – залита свежая смазка. В большинстве случаев это указывает на то, что продавец пытается что-что скрыть.
Условия хранения
Условия хранения – важный фактор, которому многие абсолютно незаслуженно уделяют мало внимания. В идеале, коробка должна храниться в сухом месте в сборе с двигателем. Это исключает вероятность проникновения грязи внутрь корпуса.
Если коробка лежит под открытым небом, скорее всего новому владельцу предстоит длительная борьба с коррозионными процессами. Справедливости ради заметим, что в большинстве случае осмотреть место хранения запчасти у покупателя не получится.
Снимаем поддон
После демонтажа поддона следует оценить состояние внутренних полостей коробки.
Особое внимание необходимо уделить осмотру шестерен. Не допускается наличие сколов и следов выработки. На внутренних стенках коробки не должно быть металлической стружки.
Гарантийные обязательства
Наличие гарантийного срока от продавца – повод в пользу покупки коробки. Как уже писалось выше, после установки узла на автомобиль, владельцу не потребуется много времени для проверки работы МКПП.
Ответственный продавец предоставит информацию о точном пробеге автомобиля, с которого были сняты запчасти. Это поможет рассчитать приблизительный ресурс работы узла и принять решение о целесообразности покупки.
Если вы точно решили купить б/у МКПП, обращайтесь к проверенным продавцам, которые не будут скрывать дефекты предлагаемого товара. Независимо от состояния купленной коробки, перед её установкой на автомобиль необходимо заменить все сальники и залить новое трансмиссионное масло. Это поможет увеличить срок службы узла.
На портале carro представлен большой выбор механических коробок передач, что позволят подобрать товар практически для любого автомобиля.
Как самостоятельно проверить коробку передач
Думаю, это очевидно, что перед покупкой автомобиля (не важно какого: нового или подержанного), необходимо проверить все основные функции и механизмы.
Если речь идет о механике (механической коробке переключения передач), то тут в общем-то все достаточно просто и понятно. Покупателю достаточно проехать за рулем и поочередно переключить все передачи. При этом необходимо внимательно все слушать и понимать тактильно — все ли работает правильно, нет ли лишних шумов и биений.
Если вы что-то услышали или почувствовали в руку — принимать решение только вам, купить данную машину или нет. Ремонт может потребоваться (а он потребуется, если вы что-то услышали) пустячный, а может придется заменить половину деталей. В любом случае, если вы все-таки решили покупать, выявленные недостатки можно обговорить с владельцем автомобиля в плане снижения фактической цены.
С автоматической коробкой (АКПП) дела обстоят посложнее. Оно и понятно, ведь механизм такого устройства достаточно сложный. Детали все подогнаны очень-очень точно. И если есть сомнения в состоянии АКПП, тут нужно как следует призадуматься. Ведь даже после ремонта такая коробка не станет даже близко похожей по техническому состоянию на новую коробку.
В общем-то АКПП достаточно долговечны и надежны. Но с дуру можно что хочешь поломать. Автоматическая коробка не исключение. Стоит побуксовать в сугробе или луже минут пятнадцать-двадцать — и адью! Коробка будет испорчена.
Поэтому перед покупкой стоит все же произвести проверку АКПП доступными способами. Первым делом стоит уточнить наличие сервисной книжки. Если авто пригнали из Европы, таковая должна быть. Там можно узнать о будущей покупке буквально все: техническое состояние, количество ремонтов, был ли автомобиль в аварии и многое другое.
Следующим этапом будет проверка уровня масла и его состояние. Заведем авто и дадим двигателю поработать. Замерим специальным щупом уровень масла. В идеале — уровень должен быть на золотой средине. Проверим состояние масла. Каплю масла со щупа отправьте себе на ноготь большого пальца руки. Наклоните палец градусов на тридцать. Капля очень медленно должна начать сползать.
Теперь рассмотрите цвет и консистенцию. Хорошее масло должно быть янтарно-красноватого цвета. Если масло серое или черное, если в смазке прослеживаются металлические вкрапления — такой автомобиль лучше всего не приобретать.
Проверьте правильность переключения передач вол время поездки. Убедитесь, что в коробке передач нет пробуксовки.
Покупаем вдумчиво
Нужно понимать, что даже если вам очень сильно приглянулся автомобиль, но в нем имеется какая-то пускай даже одна сомнительная деталь, покупать такое авто все же не стоит. Не поддавайтесь эмоциям и выбирайте скрупулёзно. Потом вы собой будете гордиться.
Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения
Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения
Механическая коробка передач и трансмиссия в целом — одна из наиболее нагруженных систем автомобиля, работающая в сложных условиях, поэтому для нее очень высока вероятность поломок. О том, какие неисправности характерны для механической КПП, как их диагностировать и устранить, а также об эксплуатации и обслуживании трансмиссии читайте в данной статье.
Основные неисправности МКПП и их причины
Трансмиссия предназначена для изменения и передачи крутящего момента от двигателя на колеса, то есть — это одна из главных систем автомобиля, определяющая его динамические и скоростные характеристики. Ключевую роль в трансмиссии играет коробка переключения передач (КПП, или просто коробка передач, КП), при выходе из строя которой автомобиль теряет свои ходовые качества, или вовсе не может двигаться.
Как известно, на сегодняшний день в мире существует два основных типа трансмиссии — ручная (механическая) и автоматическая. Эти трансмиссии имеют разное устройство и принцип действия, поэтому для них характерны разные неисправности. Здесь мы поговорим только о неисправностях механической коробки передач, о проблемах автоматической коробки передач читайте в отдельной статье.
Для механической коробки переключения передач (МКПП) характерны следующие неисправности:
• Шум во время работы и при переключении передач;
• Невозможность включения какой-либо передачи или всех передач;
• Затрудненное включение передач;
• Самопроизвольное выключение передач;
• Утечка масла из коробки передач.
Эти неисправности могут возникать вследствие износа шестерен, валов, подшипников, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений, из-за потери герметичности сальников, вследствие самопроизвольного отворачивания болтов и гаек, при поломках в механизме привода и т.д.
Износ и поломки, в свою очередь, вызываются целым рядом причин:
• Естественный износ или выработка ресурса деталей;
• Использование некачественного трансмиссионного масла, или масла, отличного от рекомендованного производителем;
• Применение во время ремонта неоригинальных запчастей низкого качества;
• Нерегулярное техническое обслуживание или его отсутствие;
• Неквалифицированное обслуживание трансмиссии;
• Опасные и сложные для коробки передач режимы работы при спортивном и просто агрессивном стиле вождения.
Каждая неисправность трансмиссии проявляется теми или иными внешними признаками, однако для точного выявления проблемы необходимо провести диагностику.
Самостоятельная диагностика механической коробки передач
Проблема самостоятельной диагностики МКПП заключается в том, что обойтись здесь без ее снятия и разбора невозможно. Дело в том, что большинство неисправностей «механики» так или иначе происходит из-за износа деталей, а выявить и заменить изношенную шестерню или другую деталь можно только после разбора всей коробки. И только проблемы с приводом переключения передач можно решить без снятия коробки — для этого достаточно провести визуальный осмотр частей привода (рычагов, тяг, тросов, шарниров и т.д.), попробовать их работу и при необходимости заменить.
Порядок снятия механической коробки передач примерно одинаков для всех автомобилей:
• Поддомкратить или подвесить автомобиль (его переднюю часть) и коробку передач — это застрахует от падения и повреждения коробки после ее отсоединения от двигателя;
• Отсоединить от коробки все элементы управления, провода и все, что мешает ее демонтажу;
• Слить масло из коробки;
• На заднеприводном автомобиле — отсоединить карданный вал;
• На переднеприводном автомобиле — снять колеса, отсоединить ШРУСы и некоторые детали подвески;
• Открутить болты, удерживающие КПП на двигателе;
• Демонтировать крепления подвесных опорных подушек;
• Снять коробку передач;
• Разобрать коробку передач и провести диагностику.
При разборке КПП проверяется состояние шестерен, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений валов, подшипников и других деталей, целостность всех уплотнителей и т.д. При выявлении неисправной детали производится ее замена, после чего коробка устанавливается на двигатель и заполняется трансмиссионным маслом.
Далеко не каждый из нас может или имеет желание самостоятельно снять, разобрать и проверить коробку передач, поэтому при неуверенности в своих силах лучше обратиться в сервис. И, конечно, в сервис обязательно нужно обращаться владельцам новых автомобилей, у которых еще не истек срок гарантии.
Неисправности механической коробки передач и их устранение
Для всех неисправностей коробки передач характерны те или иные внешние признаки — именно по этим проявлениям можно судить о характере поломки. Однако многие неисправности проявляются одинаково, поэтому в представленной здесь таблице все поломки МКПП сгруппированы по их внешним признакам.
Неисправность МКПП | Причина неисправности |
---|---|
Коробка шумит при работающем двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач | Падение уровня масла в КПП |
Загрязнение или попадание воды в трансмиссионное масло | |
Повреждение подшипника ведущей шестерни | |
Износ или разрушение подшипника ведущего вала | |
Шум при работающем двигателе на одной из передач | Поломка или износ синхронизатора |
Разрушение, износ или поломка зубьев шестерни данной передачи | |
Шум при работающем двигателе при включении всех передач | Те же причины, вызывающие шум на нейтральной передаче |
Износ или разрушение подшипника выходного вала или подшипника ведомой шестерни | |
Картер сцепления и коленчатый вал двигателя не соосны | |
Шум в момент переключения передачи | Не до конца выключенное сцепление, неисправности сцепления |
Износ или поломка муфт синхронизаторов | |
Поломка блокирующего устройства или его деформация | |
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки к двигателю | |
Вибрации при работающем двигателе | Нарушение режима работы двигателя на холостом ходу |
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки передач к двигателю или двигателя к кузову, разрушение опор крепления КПП и двигателя | |
Утечка масла из коробки | Износ или повреждение масляных уплотнительных колец, сальников, пробок |
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю | |
Чрезмерное количество масла в коробке | |
Поломка или загрязнение сапуна | |
Нарушение геометрии привалочных поверхностей КПП и картера сцепления (появление вмятин, забоев или трещин в результате ударов) | |
Затрудненное или невозможное переключение передач | Не до конца выключено сцепление |
Поломка или износ муфт синхронизаторов, появление на их внутренних сторонах задиров или заусенцев | |
Просадка или поломка пружин синхронизаторов | |
Заклинивание шестерен | |
Нарушение в работе привода переключения передач (разрушение рычагов или тяг, поломка шарниров, заклинивание элементов и другие неисправности) | |
Поломка блокирующего устройства | |
Самопроизвольное отворачивание стопорных болтов на вилках | |
Низкий уровень масла | |
Загрязненное масло, попадание воды в масло | |
Залито трансмиссионное масло, не соответствующее рекомендациям производителя | |
Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач | Износ или повреждение синхронизаторов |
Износ или поломка шестерен | |
Износ желобков на штоках вилок, шариков или пружин | |
Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю или двигателя к кузову | |
Износ или разрушение подшипников промежуточного или ведомого вала | |
Потеря эластичности уплотнения рычага переключения передач | |
Поломки в приводе переключения передач | |
Отворачивание фиксатора подшипника на ведущей оси, поломка фиксатора этого же подшипника | |
Износ шлицев на муфтах синхронизаторов | |
Разрушение или износ вилки или штока переключения | |
Просадка или повреждение пружин фиксаторов |
В данной таблице не указаны способы устранения неисправностей, так как они, в большинстве своем, требуют высокой квалификации и навыков ремонта автомобилей. Лишь некоторые операции может провести даже неподготовленный автовладелец — это замена и заливка масла, а также замена деталей привода включения передач. При обнаружении других неисправностей МКПП имеет смысл обратиться в автосервис.
Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию МКПП
Долговечность и качество работы трансмиссии во многом зависит от того, как эксплуатируется коробка передач и сцепление. Продлить срок службы КПП, а значит — повысить комфорт, управляемость и безопасность автомобиля, несложно, для этого достаточно соблюдать несколько простых рекомендаций.
Главное в эксплуатации МКПП — плавное переключение передач с полным выжимом педали сцепления. Ни в коем случае не допускается переключение передач с неполным выключением сцепления, так как это приводит к ускоренному износу шестерен и повышает вероятность их поломки. Также очень важно двигаться на той передаче, которая наилучшим образом соответствует текущей скорости, а по возможности переключаться на прямую (обычно четвертую) передачу — в этом случае в передаче момента занято минимальное количество шестерен и два вала (в обход промежуточного), поэтому уменьшается износ деталей КПП.
При переключении на пониженную передачу следует снижать скорость автомобиля, что также необходимо для снижения нагрузок на детали КПП и самого мотора. Ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу даже при незначительной скорости движения автомобиля вперед — это обязательно приведет к повреждению КПП. И, наконец, если первая скорость не включилась сразу, то нужно сначала выжать сцепление (можно дважды), и лишь потом снова включить первую передачу. Далее переключение передач нужно выполнять плавно и с обязательной паузой между переключениями.
Механическая коробка передач имеет и особенности эксплуатации, о которых многие люди даже не догадываются. Например, в зимнее время года, особенно при значительных отрицательных температурах, не рекомендуется ставить автомобиль на стоянку с включенной передачей — в этом случае велик риск смерзания кольца синхронизатора, и при последующем пуске двигателя даже после выключения передачи автомобиль может тронуться. Также это чревато некоторыми неисправностями.
Большое значение для надежной работы коробки передач имеет и ее обслуживание. Во-первых, периодически после длительных и активных поездок нужно осматривать коробку передач на предмет появления потеков масла. Обычно потеки могут появляться в области заливной и сливной пробок, по периметру стыковки коробки к двигателю, между картером и крышкой КПП, а также (в случае зеднеприводного автомобиля) на фланце выходящего их коробка карданного вала.
Во-вторых, следует проверять уровень масла и при необходимости доливать его. Обычно проверка уровня масла проводится каждые 10-15 тысяч км пробега, а полная замена масла производится каждые 50-75 тысяч км пробега. Межсервисный интервал зависит от возраста автомобиля, в большинстве новых автомобилей в первые два-три года (а то и первые пять лет) масло вовсе не доливается, но далее проверку и долив масла нужно производить не реже, чем через каждые 20 тысяч км пробега (то есть, не реже одного раза в год).
Очень важно использовать рекомендованное производителем КПП трансмиссионное масло, и нельзя смешивать масла с разными характеристиками. В противном случае возможен интенсивный износ деталей коробки и ее выход из строя.
При правильной эксплуатации и грамотном обслуживании механическая трансмиссия будет работать долго и надежно, не доставляя проблем водителю.
Диагностика МКПП (механической коробки) и сцепления при покупке авто
Часть 12 большого руководства «Как выбрать и проверить авто с пробегом перед покупкой». Ссылки на остальные части внизу статьи.
Внимание! Видео-версия статьи, полностью повторяет текст статьи. Но в видеоролике больше иллюстраций.
Диагностика МКПП и сцепления
По аналоги с осмотром других типов трансмиссий, начинать проверку механической коробки переключения передач лучше «на холодную», то есть полностью остывшей после эксплуатации. Некоторые симптомы неисправностей, особенно в зачаточном состоянии, могут проявляться пока МКПП не разогрета.
Начните с внешнего осмотра механической коробки переключения передач на предмет масляного запотевания и течей. По возможности, загляните под автомобиль, чтобы осмотреть коробку снизу – все соединения и сальники должны быть сухими.
Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля
Садитесь в автомобиль и, не начиная движение, нажмите и удерживайте педаль сцепления. Если при этом вы услышите металлический шелест, значит изношен выжимной подшипник сцепления. Сначала это может быть единичный симптом, но позднее это повлечет за собой затруднение при включении и выключении передач или переключение с характерным хрустом.
Как проверить МКПП при покупке автомобиля
В первую очередь это проявляется на «задней» передаче, если ее конструкция не предусматривает синхронизатора, который призван синхронизировать скорость вращения ведущего и ведомого вала. Выжимной подшипник не полностью дожимает все лепестки в корзине сцепления, поэтому двигатель продолжает передавать часть крутящего момента на ведущий вал коробки. Шестерни зацепляются «на ходу», что и вызывает характерный хруст, при переключении передач.
Как проверить сцепление при покупке автомобиля
На нейтральной передаче коробка должна работать беззвучно. Если вы слышите посторонний шум (гул), который исчезает при нажатии педали сцепления, то причиной может оказаться недостаточный уровень или качество масла. Что хуже, проблемой может являться износ подшипника ведущего вала.
Как проверить МКПП
В движении, обязательно проверьте включение всех передач поочередно вверх и вниз, а также включение передачи заднего хода. Если коробка «воет» на всех передачах, кроме нейтральной, проблема может скрываться в износе подшипников вторичного вала.
диагностика сцепления
Если гул в МКПП, возникает при работе одной или некоторых передачах, проблема может заключаться в износе зубьев шестерней данной передачи.
Как проверить механическую коробку передач Как проверить механику
Все передачи должны чётко включаться и также без затруднения выключаться. Если отдельные передачи включаются с трудом и с характерным «хрустом», то возможно изношены элементы синхронизаторов, или шестерни этих передач. Если сложности и посторонний звук возникают, при включении всех передач, вероятно, проблема в сцеплении.
Диагностика МКПП при покупке авто
Проведите проверку работы всех передач поочередно под нагрузкой. Включите повышенную передачу и активно ускоряйтесь. Обороты двигателя и скорость должны расти равномерно и пропорционально. Если обороты активно растут, а набор скорости явно отстаёт – сцепление буксует, вероятно изношены диски сцепления — они проскальзывают, не передавая крутящий момент в полной мере и требуют скорейшей замены.
Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля
Одной из проблем МКПП является самопроизвольное выключение передачи под нагрузкой (выбивает передачу), что является дополнительным поводом проверить работу МКПП в движении на повышенной передаче. Чаще всего виной этому износ муфты, шестерни передачи или люфт подшипников ведомого вала.
Как проверить МКПП и сцепление при покупке автомобиля
Также, причиной могут оказаться изношенные желобки на штоках вилок, призванные фиксировать шарики, пружины шариков или износ самих вилок.
Как проверить сцепление при покупке автомобиля
В отдельных случаях проблема может заключаться не в самой «коробке», а например — в тяге привода управления коробки передач (кулисе) или даже износе опор коробки передач. В нашем случае, когда приходится проверять автомобиль в полевых условиях, не стоит недооценивать подобные симптомы.
/>Как проверить механическую коробку и сцепление при покупке автомобиля
Если работа механической коробки переключения передач сопровождается повышенной вибрацией, то проблема может заключаться в разрушении опор МКПП и/или двигателя или ослабление болтов крепления этих агрегатов.
Диагностика механической коробки (МКПП) при покупке авто
Лишний раз хочу напомнить, что все причины неисправностей, которые описываются во всех главах руководства – часто распространенные, то есть вероятные. Гадать в чём именно причина неисправности смысла нет, если ваша задача купить исправный автомобиль. Полноценную диагностику и поиск причины неисправности коробки или двигателя можно провести только разобрав агрегат и заглянув внутрь.
Похожие публикации:
- Гудит резина или подшипник как определить
- Коммунального робота который работает на улицах москвы
- Лада веста 122 л с какой двигатель
- Что обозначает разметка а100 нанесенная на проезжую часть дороги
https://autort.ru/ukazatel/6/kak-proverit-korobku-peredach-mehanika