Из‐за чего гудит или воет механическая и автоматическая коробка передач
Каждый водитель сталкивался с проблемой гула или воя коробки переключения передач (КПП). Этот неприятный звук раздражает, свидетельствует о неполадках в трансмиссии. Игнорировать такие «звоночки» нельзя, ведь они станут причиной дорогого ремонта.
В этой статье мы разберемся, почему коробка начинает шуметь, и что с этим делать. Рассмотрим основные причины возникновения посторонних звуков в механической, автоматической трансмиссии. Узнаем, как диагностировать проблему и устранить ее.
Независимо от типа КПП, любой гул или вой — это повод насторожиться. Чем раньше вы заметите тревожные симптомы, тем больше шансов сохранить агрегат в рабочем состоянии. Поэтому давайте разбираться, какие «сюрпризы» может преподнести КПП и как с ними бороться.
Почему гудит коробка передач
Причины для МКПП и АКПП отличаются. У трансмиссий разная компоновка и принцип действия. Диагностика зависит от режима работы автомобиля. На холостых оборотах гул появляется из-за недостатка масла или жидкости ATF. Поэтому сначала советуем проверить уровень смазки, долить до нормы, если образовался «дефицит». Дальнейшие шаги зависят от типа коробки.
МКПП
Механическая коробка передач (МКПП) — один из узлов трансмиссии автомобиля. Она нужна для изменения крутящего момента и частоты вращения, передаваемых от двигателя к ведущим колесам. С помощью рычага водитель может регулировать тяговое усилие, скорость движения машины. Причины шума таковы:
Подшипник первичного вала
Подшипник вторичного вала
МКПП состоит из первичного, вторичного и промежуточного валов, а также шестерней для регулировки передаточных чисел. При переключении ступеней сначала выжимают сцепление, затем включается шестерня, после сцепление плавно отпускают. Крутящий момент от мотора через первичный вал и синхронизаторы передается на вторичный вал, а с него — на главную передачу, колеса.
Количество ступеней в МКПП — от 3 до 7 и более. Чем их больше, тем плавнее происходит разгон, эффективнее используется мощность двигателя. «Механику» оснащают дополнительными системами. Это синхронизаторы, демпферы крутильных колебаний, самоблокирующиеся дифференциалы. При нормальном режиме движения КПП остается в норме на протяжении 200–300 тысяч километров пробега. Но со временем металл деградирует, ломаются синхронизаторы, стачиваются зубья на валах. Гудит коробка. Тому есть несколько причин.
На холостых оборотах на холодную
Одной из распространенных причин гула или воя МКПП на холостых оборотах двигателя выступает износ подшипника первичного (входного) вала. Он располагается в передней части коробки, служит для фиксации вала, на который передается крутящий момент от маховика через сцепление.
Шарикоподшипник первичного вала
С течением времени подшипник первичного вала подвергается постоянным нагрузкам, постепенно изнашивается. Из‐за этого увеличиваются зазоры между шариками или роликами и обоймами, что приводит к появлению люфта, характерного шума. Он проявляется при нейтральном положении рычага КПП, отпущенной педали сцепления.
Гул или вой изношенного шарикоподшипника первичного вала лучше всего слышно на холостых оборотах, когда шум двигателя минимален. При увеличении оборотов посторонние звуки могут пропадать или сливаться с общим фоном. Подшипник обычно шумит сильнее в начале движения, при трогании с места, пока коробка не прогрелась.
Точно диагностировать неисправный шарикоподшипник первичного вала можно только при снятии КПП, ее разборке. Но предварительно оценить его состояние получится без демонтажа агрегата. Для этого нужно завести двигатель, включить «нейтралку», прислушаться. Если при нажатии на педаль сцепления шум исчезает, значит проблема кроется в подшипнике первичного вала. Езда с неисправным шарикоподшипником недопустима, так как со временем он разрушится полностью, а его обломки повредят шестерни, другие детали коробки.
При разгоне и отпускании сцепления
Если «механика» издает гул или вой при разгоне автомобиля и отпускании педали сцепления, то велика вероятность износа подшипников вторичного (выходного) вала. Подшипники удерживают вал, на который передается крутящий момент от первичного вала через шестерни включенной передачи. Подшипники вторичного вала испытывают значительные нагрузки, особенно при активном разгоне и переключении ступеней. Из‐за этого постепенно увеличиваются зазоры в подшипниках, нарушается плавность их хода, появляются люфты, посторонние звуки.
Вторичный вал с шарикоподшипником
Характерный гул или вой изношенных подшипников вторичного вала обычно проявляется при отпускании сцепления и начале движения на любой передаче. Чем выше ступень, интенсивнее разгон, тем сильнее шумят подшипники. На высоких оборотах двигателя их звук сливается с общим фоном, но при сбросе газа становится отчетливо слышен.
Оценить состояние подшипников вторичного вала можно на слух, по поведению автомобиля. Кроме гула и воя при разгоне, об их износе свидетельствуют вибрации рычага КПП, затрудненное включение ступеней, металлический скрежет при переключении. В запущенных случаях неисправные подшипники приводят к заклиниванию вторичного вала, полному отказу коробки.
Точный диагноз можно поставить только после вскрытия коробки, ревизии ее компонентов. Если подшипники изношены, их необходимо заменить в сборе с сальниками, другими уплотнениями. Иногда нужна шлифовка или замена вторичного вала. Несмотря на трудоемкость ремонта, откладывать его не стоит. Езда с неисправными подшипниками вторичного вала стремительно «убивает» МКПП, провоцируя повреждение шестерней, валов.
На низких передачах
Если «механика» издает гул или вой при включении первой или второй ступени, то причиной могут быть сразу несколько факторов. Чаще всего это комплексный износ подшипников первичного вала, шестерен, муфт синхронизаторов низших передач. Подшипники первичного вала испытывают повышенные нагрузки на первой и второй ступенях, когда крутящий момент от двигателя максимален. Из‐за постоянных рывков и вибраций подшипники быстрее изнашиваются, в них появляются люфты, дефекты, которые вызывают характерный гул.
Срезанные зубья на шестернях
Шестерни низших передач тоже подвергаются серьезным испытаниям. При резком старте с места и переключении со второй на первую они работают в условиях ударных нагрузок. Со временем зубья шестерней истираются, на них появляются сколы, трещины. В результате при зацеплении шестерней первичного и вторичного валов возникает металлический лязг, вой.
Фактором, усугубляющим шум на низших ступенях, становится износ муфт синхронизаторов. Эти детали обеспечивают плавное, четкое включение первой и второй передач без хруста. Когда зубчатые и блокирующие кольца муфт изнашиваются, синхронизаторы начинают проскальзывать, издавать неприятный гул. Провести диагностику можно только после снятия, разборки, дефектовки МКПП. Не советуем ездить с гулом, рано или поздно детали рассыпятся, металлическая стружка попадет в трансмиссионное масло. Коробка просто заклинит посреди дороги.
На высоких передачах
Вой МКПП на четвертой и пятой ступенях свидетельствует о комплексном износе подшипников вторичного вала, шестерен и муфт синхронизаторов высших передач. Компоненты испытывают повышенные нагрузки при движении автомобиля на высокой скорости. Подшипники вторичного вала на прямых ступенях вращаются с очень большой частотой. Из‐за этого они подвергаются сильному нагреву, теряют свойства, начинают гудеть. Дефектные подшипники вызывают вибрации вторичного вала, которые передаются на шестерни, синхронизаторы.
Синхронизатор МКПП
Шестерни высших передач при активном движении по трассе работают в напряженном режиме. Постоянное трение приводит к истиранию зубьев, появлению микротрещин, сколов. Особенно страдают шестерни пятой ступени, главной пары, ведь через них проходит максимальный крутящий момент. Изношенные шестерни издают неприятный металлический вой при зацеплении.
Муфты синхронизаторов четвертой и пятой ступени обеспечивают плавное переключение на высоких скоростях. Со временем зубчатые венцы муфт стачиваются, пружины слабеют, нарушается геометрия конусов. Из‐за этого синхронизаторы начинают проскальзывать, гудеть при включении или выключении передачи. Чтобы провести диагностику, надо снимать и разбирать коробку, менять подшипники, шестерни, муфты синхронизаторов.
На конкретной передаче
Если МКПП издает посторонние звуки (вой, гул, треск) только на одной конкретной передаче (на третьей), то причиной становится износ соответствующей шестерни, муфты синхронизатора. Детали работают в паре, подвергаются постоянным нагрузкам при включении, выключении ступени. Шестерни в коробке делают из высокопрочных сталей, подвергают термической обработке. Но со временем на зубьях появляются следы усталостного износа, микротрещины, сколы. Особенно страдают шестерни третьей передачи, ведь они часто используются при обгонах, резких ускорениях. Дефектная шестерня начинает шуметь, вибрировать при зацеплении с парной деталью.
Муфта синхронизатора
Муфта синхронизатора третьей ступени отвечает за плавное, безударное включение шестерней. Внутри муфты находятся блокирующие кольца с косыми зубьями, которые обеспечивают синхронизацию скоростей вращения валов. При активной эксплуатации автомобиля зубья колец истираются, нарушается четкость работы механизма. В результате возникают рывки, посторонние звуки при выборе третьей скорости.
Шумы, вызванные износом шестерни и муфты синхронизатора, проявляются по-разному. Обычно это глухой гул, переходящий в вой и скрежет металла при увеличении оборотов двигателя. Звук может возникать как при включении третьей передачи, так и при движении с постоянной скоростью. Бывают проблемы с переключением: ступень включается с усилием или «выскакивает» самопроизвольно.
Точный «диагноз» можно поставить только после вскрытия коробки передач, ревизии деталей. Судя по нашему опыту, изношенную шестерню и муфту синхронизатора приходится менять в сборе. Если дефекты критические, то потребуется правка или замена валов коробки.
Популярные марки:
АКПП
Автоматическая коробка передач (АКПП) — это сложный агрегат трансмиссии, который самостоятельно переключает ступени в зависимости от скорости движения автомобиля, нагрузки на двигатель. Водителю не нужно вручную манипулировать рычагом и педалью сцепления, как в механике. Процесс переключения ступеней происходит плавно, незаметно для пассажиров. Основные элементы гидромеханической АКПП:
- Гидротрансформатор, передающий крутящий момент от двигателя и умножающий его.
- Планетарные ряды с шестернями, которые формируют передаточные числа.
- Набор фрикционов и тормозных лент, отвечающих за переключение ступеней.
- Клапанная коробка с гидроблоком управления, регулирующая давление масла в системе.
Принцип работы АКПП заключается в автоматическом изменении передаточного отношения в планетарном редукторе за счет блокировки, растормаживания фрикционных элементов. Блок управления учитывает много параметров: положение дроссельной заслонки, скорость автомобиля, обороты двигателя, сопротивление движению. Причины гула:
https://ddcar.ru/blog/poleznoe/iz-za-chego-gudit-ili-voet-mehanicheskaya-i-avtomaticheskaya-korobka-peredach