Селектор переключения передач АКПП: описание, ремонт элемента и основные неисправности

Селектор переключения передач АКПП: описание, ремонт элемента и основные неисправности

Akppxpert.com

Устройство и обслуживание

На чтение 15 мин Просмотров 68

Селектор АКПП – это устройство, позволяющее водителю выбирать режимы движения и управлять автоматической коробкой передач. Понимание типов селекторов, положений, типичных неисправностей и методов их ремонта может быть весьма полезным для водителей. В этой статье мы рассмотрим различные типы селекторов АКПП, опишем их положения, обсудим типичные проблемы, и дадим советы по эксплуатации, снятию и разборке селектора.

Самые распространенные поломки АКПП 🚗 ⬇️
Сложное переключение передач 🛠️
Подтеки масла 🛠️
Проблемы с блоком управления 🛠️
Поломка гидроблока 🛠️
Поломка гидротрансформатора 🛠️
Проблемы с проводкой 🛠️

Для управления работой автоматической трансмиссии на автомобилях применяется переключатель. Эта деталь обычно размещается на центральной консоли или рулевой колонке.

Водитель должен научиться использовать рычаг или кнопки правильно. Неправильные действия могут привести к излишнему расходу топлива или повреждению коробки передач.

Что это такое селектор АКПП и его функции

Управление автоматической коробкой передач производится с помощью селектора , установленного на рулевой колонке или центральной консоли. Этот узел предназначен для выбора режимов работы трансмиссии и, в некоторых случаях, для принудительного переключения передач.

Текущее положение рычага селектора отражается на дисплее в комбинации приборов автомобиля. На верхней части рукоятки селектора установлена кнопка, которая позволяет отключить защиту от случайного перевода рычага в другое положение.

Положения селектора АКПП

Управление автоматической коробкой передач осуществляется с использованием рычага выбора диапазона (РВД), или селектора, и его положение определяет направление, максимальную скорость и характер движения автомобиля.

🔧 Как понять, что проблема с АКПП — симптомы ⬇️

Передача не включается Передачи не переключаются на ходу Задняя передача не включается Автомобиль не разгоняется Запах гари Необычные звуки на нейтралке

При включении передачи коробка периодически издает хрустящие звуки, но водитель продолжает использовать автомобиль без осмотра. Через неделю-две, при попытке переключить селектор КПП в положение «драйв», передача не включается, хотя рычаг удается переместить в нужное положение. Причина: Скорее всего, проблема связана с низким уровнем трансмиссионной жидкости. Возможно, потребуется настройка тросового привода или механизма выключения сцепления.

Эта проблема возникает, когда водитель нажимает на педаль акселератора, обороты двигателя увеличиваются, но передачи не переключаются. Автомобиль может двигаться с повышенными оборотами как на первой, так и на второй или третьей передаче, и основная проблема заключается в невозможности разгоняться. Причина: Это может быть связано с проблемами в клапанах, соленоидах или сцеплении. Если вы столкнулись с такой проблемой, рекомендуется немедленно обратиться в автосервис, так как интуитивное увеличение газа может быть опасным. Переключение передачи может произойти с рывками, что приведет к резкому увеличению скорости и возможности столкновения с другими автомобилями.

Автомобиль нормально двигается в нейтральной передаче и вперед. Однако при попытке включить задний ход двигатель работает на холостом ходу, но машина не двигается назад. Причина: Эта проблема может быть связана с неисправностью муфты. Возможно, проблема вызвана износом фрикционного диска, обрывом поршня или повреждением уплотнительных колец. Обратите внимание, что на некоторых автомобилях рычаг переключения может застрять и не перейти полностью в режим заднего хода. В таком случае причина может быть связана с износом механизма переключения.

При движении на любой скорости сцепление начинает скользить. При увеличении оборотов скорость не увеличивается, и при переключении передачи автомобиль рывками бросается вперед. Причина: Это может быть связано с изношенными фрикционными дисками муфты или отсутствием достаточного давления в гидросистеме. Возможно, есть проблемы с масляным насосом или гидроблоком.

Неприятный запах гари появляется во время движения или сразу после остановки автомобиля. Причина: Скорее всего, это связано с проблемами с трансмиссионной жидкостью, который обычно указывает на перегрев трансмиссии. Запах гари указывает на недостаток жидкости или ее загрязнение. Рекомендуется обратиться в автосервис, возможно, замена масла решит проблему. Если имеется серьезный утечка, то потребуется ремонт.

Когда автомобиль стоит на месте, двигатель работает, и передача находится в нейтральном положении, вы слышите странный шум. Причина: Этот шум может быть связан как с незначительными проблемами, требующими замены трансмиссионной жидкости, так и с более серьезными дефектами, такими как поврежденные зубцы шестерни заднего хода или износ подшипников. Будьте осторожны, так как, если шум в коробке проявляется только на нейтральной передаче, то он может стать более серьезным во время движения, что может сделать автомобиль неуправляемым.

Читать статью  Ремонт АКПП Киа, цены

На сегодняшний день существует несколько режимов работы коробки передач , которые предоставляют различные возможности:

  • “P” («Parking») — парковочная блокировка. Автомобиль останавливается, выключаются все элементы коробки передач, и колеса блокируются.
  • “R” («Reverse») — задний ход. Автомобиль должен быть полностью остановлен для перевода в этот режим.
  • “N” («Neutral») — нейтраль. Все элементы коробки выключены, и выходной вал разблокирован.
  • “D” («Drive») — движение вперед. Происходит автоматическое переключение передач от первой до четвертой.
  • “L” («Low», иногда «1») — принудительно пониженная передача, где используется только первая передача. Этот режим полезен для движения в сложных условиях и на крутых спусках.

Также могут присутствовать другие режимы, такие как:

  • “3”, “D3” или “O/D OFF” — работа коробки в диапазоне от первой до третьей передачи, подходящая для городского движения.
  • “2” или “S” — работа коробки в диапазоне первой и второй передачи, подходит для зимы и извилистых дорог.
  • “O/D” или “(D)” — овердрайв, работа коробки в полном диапазоне передач, включая повышающие. Этот режим иногда активируется кнопкой на селекторе.

Также существуют полуавтоматические режимы работы, позволяющие водителю вмешиваться в процесс переключения передач. Эти режимы, известные как «Типтроник», “Стептроник” и другие, позволяют ручное переключение селектора для более индивидуального контроля, а также автоматическую подстройку в нужные передачи при необходимости.

Какие бывают селекторы АКПП

Варианты расположения переключателя режимов работы АКПП:

  • на рулевой колонке;
  • на центральном тоннеле.

Современные механизмы оснащены датчиками Холла , которые определяют положение рычага и передают сигнал по шине CAN к блоку управления АКПП. Встречаются устройства с тросом, который соединяет ручку с механизмом на корпусе коробки передач.

Существуют модификации с выносным электронным контактным модулем на АКПП, который отвечает за распределение сигналов переключения режимов работы.

Особенности расположения селектора

На ранних вариантах автомобилей с АКПП, рычаг на рулевой колонке использовался. Однако, производители массово отказались от такой концепции. В настоящее время, такая схема иногда встречается на машинах американского производства.

В большинстве случаев, рычаг на центральной консоли дополняется поворотным переключателем, либо на части автомобилей для управления АКПП установлен кнопочный блок.

🔧 Как продлить срок службы АКПП ⬇️
Прокачивание масла и прогревание на ходу Забыть о «нейтрали» Без раскачки Комбинация P с «ручником»

Автоматические коробки передач отличаются от ручных по своей структуре и требуют особого обращения. Перед началом движения дайте коробке немного времени, чтобы масло могло циркулировать по всей системе смазки. Затем начните движение, плавно увеличивая скорость без резких рывков и высоких оборотов двигателя в течение первых 5-7 минут. При этом старайтесь не перегревать мотор, не поднимая обороты выше 2000 оборотов в минуту. Только после того, как температура двигателя достигнет 70-90 градусов, вы можете перейти к обычному стилю вождения.

При использовании механической коробки передач или роботизированной трансмиссии на остановках обычно рекомендуется переключать в режим «нейтраль» (N), но в случае автоматической коробки передач это не рекомендуется. Вместо этого в автоматической коробке передач можно удерживать автомобиль на месте, просто нажимая на педаль тормоза в режиме «D» (драйв). Эта коробка рассчитана на то, чтобы оставаться в этом режиме в течение длительных остановок, даже до нескольких десятков минут, без нанесения ущерба ее работе. Это возможно благодаря маслу гидротрансформатора, которое поглощает момент, передаваемый от двигателя к трансмиссии, и системе охлаждения, которая удаляет избыточное тепло. Переключение между «D» и «N» в автоматической коробке передач приводит к активации сложных механизмов, изменению циркуляции смазки и износу исполнительных фрикционов. Режим «N» в автоматической коробке используется в основном для коротких буксировок на низких скоростях. Итак, важно избегать частого переключения между «D» и «N» в автоматической коробке передач во время движения, так как это может привести к проблемам с коробкой и износу ее компонентов.

Переключать режимы автоматической трансмиссии на высоких оборотах двигателя не рекомендуется. Для лучшего понимания, представьте ситуацию, когда автомобиль с механической коробкой застрял в грязи. Водители могут использовать метод «раскачивания», который включает частые переключения с первой передачи на заднюю и одновременное нажатие на педаль акселератора. Это позволяет автомобилю получить дополнительную подвижность и, возможно, выбраться из затрудненной ситуации. Однако в случае автоматической коробки передач такой прием запрещен. Переключение между режимами «D» (драйв) и «R» (реверс) в автоматической коробке включает не просто передачи, а целый комплекс механизмов, который изменяет конфигурацию планетарных систем. Эта сложная механика чувствительна к резким ударам и нагрузкам в момент переключения. Во время буксировки водители не всегда могут точно контролировать педаль акселератора, и это может привести к передаче излишнего момента с двигателя в трансмиссию, что может повредить исполнительные механизмы. Поэтому в случае, когда автомобиль с автоматической коробкой застрял в грязи, рекомендуется выбираться без использования метода «раскачивания». Вместо этого лучше воспользоваться лебедкой или помощью трактора для безопасного извлечения из трудной ситуации.

Для того чтобы удерживать автомобиль на месте на стоянке, помимо использования режима «P» (парковки) в коробке передач, рекомендуется активировать ручной тормоз, особенно при остановке на наклонной поверхности или горке. Ручной тормоз помогает уменьшить нагрузку на вал трансмиссии и обеспечивает защиту коробки передач от возможных повреждений. Если во время стоянки кто-то при маневрировании случайно столкнется с вашим автомобилем, то ручной тормоз сможет поглотить удар, и это предотвратит передачу энергии от удара в трансмиссию, что в свою очередь снизит риск повреждений.

Читать статью  Автомат Hyundai Santa Fe 4: надежность и недостатки

Например, на Skoda Octavia A8 используется небольшой тумблер с рамкой, на которой расположены светодиоды для отображения режима работы. В случае с Range Rover, используется поворотное кольцо, которое позволяет быстро выбрать необходимый алгоритм.

Бюджетные модели, такие как Renault Duster, оснащаются рычагом АКПП, который дополняется шайбой для включения блокировки дифференциала или полного привода.

Таким образом, выбор селектора АКПП может зависеть от марки и модели автомобиля. Важно учитывать особенности каждого конкретного случая.

Защита от случайного переключения

Во время движения автомобиля необходимо избегать случайных и непроизвольных переключений рычага управления в режим заднего хода или парковки. Такие неожиданные изменения положения рычага могут привести к серьезным повреждениям всей автоматической коробки передач. Кроме того, при резком торможении автомобиль подвергается риску серьезных механических повреждений от ударов других транспортных средств.

Для минимизации вероятности аварийных ситуаций производители вводят в конструкцию селектора специальные страховочные системы:

  1. Использование блокирующей селекторной кнопки.
  2. Перевод селектора в сторону водителя перед переключением следующей передачи.
  3. Предварительное утапливание селектора.
  4. Предшествующее нажатие на педаль тормоза.

Несмотря на наличие этих защитных мер, необходимо бережно и осторожно обращаться с селектором АКПП, избегая резких движений и ударов по рычагу.

Признаки неисправности селектора

Ремонт селектора автоматической коробки передач (АКПП) становится необходимым, когда водитель обнаруживает следующие признаки неисправности:

  1. Не включаются фонари заднего вида в режиме “R”: Отсутствие активации фонарей при переводе в задний ход.
  2. Затрудненный ход переключателя: Сложности или сопротивление при перемещении селектора.
  3. Невозможность снять блокировку нажатием на педаль тормоза: Невозможность разблокировать механизм селектора с использованием педали тормоза.
  4. Несоответствие режима работы положению рычага: Отклонение в режимах работы, несоответствующее положению селектора.

Эти признаки могут быть вызваны различными причинами, такими как механические повреждения, окисление контактов, обрыв контактов или выход из строя датчика селектора АКПП. Для точного выявления характера неисправности и определения наилучшего метода ремонта рекомендуется провести диагностику. Специалисты, обладающие опытом и доступом к оригинальным запчастям, смогут провести эффективный ремонт. Например, компания ATG в Москве предоставляет услуги по ремонту АКПП, обеспечивая компетентное устранение самых сложных неисправностей.

Частые неисправности селектора

Хотя селектор коробки-автомата является весьма надежным управляющим элементом трансмиссии, он может подвергнуться поломкам. В основном, неисправность обусловлена естественным износом отдельных узлов селектора и накоплением загрязнений внутри его корпуса. Чаще всего встречаются следующие проблемы:

  1. Окисление или обрыв контактов в электронной части селектора;
  2. Сбой датчика положения;
  3. Механические повреждения механизма селектора;
  4. Сбой блокиратора.

Важно помнить, что при нахождении в нейтральном положении рычага, должен светиться индикатор “N”, при включении заднего хода – “R”, а при движении вперед – “D”. Если индикаторы отображаются некорректно, рекомендуется обратиться в СТО, где специалисты проведут диагностику электронных компонентов, связанных с АКПП. Нередко проблемы с селектором связаны с неисправностью датчика положения, который, если плохо подключен, может выйти из строя или отключиться после некоторого времени использования.

В случае отсутствия защиты картера, датчик может подвергаться воздействию влаги и загрязнений, что также может привести к его выходу из строя. Обрыв проводки в цепи часто становится причиной поломки датчика при частом переключении скоростей, вызывая ускоренный износ.

Что касается механических поломок селектора, они могут быть разнообразными. Зачастую владельцам приходится разбирать механизм, проводить его очистку, а затем заменять боковые крышки, пластмассовый кожух, уплотнители (при наличии) и подвижные элементы с контактами. Иногда неисправность селектора вызвана даже не механическим повреждением, а заеданием отдельных элементов устройства.

Нарушение целостности корпуса селектора и влагозащиты нижней части автомобиля может привести к попаданию влаги и грязи внутрь селектора, вызывая его загрязнение и перекисание смазки. Это, в свою очередь, может привести к заеданию рычага селектора или неполному сопряжению контактных пластин , что сказывается на его нормальном функционировании. Поломка металлического штыря селектора является редким явлением.

Ремонт селектора АКПП

Если возникли проблемы, владельцу нужно выяснить причину сбоя. Кроме поломки электроники, могут быть причины механического характера, которые можно обнаружить, разобрав узел. Заедание стального троса в оболочке мешает переключению, но ошибки датчиков отсутствуют.

Диагностика

Для того чтобы считать коды ошибок, которые сохранены в памяти блока управления, нужно использовать адаптер для подключения OBD-II, который соединен с смартфоном . После сброса ошибок рекомендуется попробовать перевести коробку передач в другой режим или попытаться вручную переключить скорости.

Если проблема не исчезает, то необходимо произвести демонтаж селектора АКПП (сделать это самостоятельно или обратиться в автосервис).

Демонтаж селектора

Перед снятием селектора автоматической коробки передач необходимо поместить автомобиль в гараж и отключить батарею. Операция по снятию узла зависит от конкретной конструкции машины. Обычно селектор спроектирован таким образом, чтобы датчики можно было быстро заменить.

  1. Удалите заглушку и снимите декоративную насадку с рычага, а также снимите рамку селектора АКПП.
  2. Извлеките ящик для хранения мелких предметов.
  3. Отверните винты и снимите крышку консоли.
  4. Снимите кожух и блок управления.
Читать статью  Как управлять автоматической коробкой передач

Полный демонтаж селектора автоматической коробки передач требует частичного разбора деталей в моторном отсеке, которые закрывают доступ к крышке картера коробки передач. После снятия тросов и отключения кабелей от датчиков, можно отвинтить крепежные винты и аккуратно извлечь селектор автоматической коробки передач с автомобиля.

Разборка механизма

Необходимость разобрать селектор возникает при поломке деталей, которые находятся внутри корпуса. На некоторых автомобилях, например, на Opel Astra H, контактная группа установлена на картере автоматической коробки передач.

Сухая смазка ухудшает передачу сигнала между металлическими пластинами. Для очистки необходимо снять механизм, отвинтить крепежные винты и отсоединить две части кожуха.

Смазка деталей, замена элементов

В салоне автомобиля располагается селектор, который не требует очистки, так как пыль не мешает движению элементов. Мойка и смазка пластин необходимы только при выносе контактной группы на картер АКПП.

В случае обнаружения поврежденных деталей во время технического осмотра, они должны быть заменены (например, пружины обратного хода на блокираторах).

Сборка и монтаж селектора

Необходимо собрать селектор в обратной последовательности после его очистки и смазки деталей. Важно правильно установить датчики, так как даже небольшое смещение может привести к заеданию электромагнита и неправильной блокировке рычага.

После сборки узла он устанавливается на автомобиль и проверяется работа АКПП в различных режимах.

Датчик положения селектора АКПП

Внутри корпуса селектора или на корпусе АКПП устанавливается электромагнитный датчик, который предотвращает передачу рычага из положений P или N, когда педаль тормоза освобождена. Кроме того, в конструкции может быть использован электромагнит для блокировки кнопки на рукоятке , если ключ отсутствует в замке зажигания.

Ремонт селектора АКПП в автосервисе

Восстановление селектора АКПП состоит из нескольких этапов. Сначала компьютер сканирует узел на наличие ошибок, а также осуществляется визуальный осмотр. Затем мастер проводит разборку конструкции для замены неисправных элементов. В это же время снимается исполнительный механизм с коробки передач и происходит проверка целостности проводки.

От чего зависит стоимость ремонта

Цена ремонта селектора АКПП зависит от нескольких факторов . Автовладельцы, стремясь сэкономить на обслуживании, могут попытаться устранить неисправность своими силами, но это часто приводит к обратному эффекту – повреждению дорогостоящего узла без возможности восстановления. В отличие от самостоятельных попыток, автосервис исключает такие риски, предоставляя клиентам возможность экономии.

Стоимость ремонта зависит от характера и серьезности неисправности, а также от выбранного метода восстановления. Например, полная замена селектора АКПП будет более затратной по сравнению с процедурой чистки и смазки. Кроме того, условия автосервиса играют важную роль в формировании цены . Рекомендуется отдавать предпочтение компаниям, предоставляющим комплексные услуги с использованием оригинальных запчастей. Более выгодные предложения могут быть доступны на СТО, предлагающих акции, скидки и предоставляющих гарантии на все выполненные работы.

В таблице приведены цены на ремонт автоматической коробки передач в Москве.

Вид работ Цена (руб.)
Диагностика селектора и АКПП от 1600
Ремонт рукоятки от 2400
Замена датчиков от 4800

Как выбрать новый селектор

Выбор нового селектора для автоматической коробки передач – это серьезное решение при возникновении проблем с данной деталью. В большинстве случаев проблемы можно устранить через разборку, чистку и замену отдельных узлов. Однако, если эти меры не приносят результатов, полная замена селектора становится необходимой. По счастью, нахождение новой детали не представляет сложности.

Использование VIN-кода обеспечивает точный подбор, но также можно воспользоваться современными интернет-магазинами и маркетплейсами, где можно искать детали по артикулу или параметрам автомобиля.

Поскольку большинство владельцев автомобилей не знают артикулы запчастей, они могут проводить поиск по параметрам транспортного средства, таким как марка, модель, год выпуска, тип коробки передач и двигатель. В случае, если датчики селектора выпускаются сторонними производителями, селектор в сборе обычно можно найти только оригинальным. Это может сделать покупку довольно дорогой.

Покупка б/у селектора может быть более экономичным вариантом , однако рекомендуется обратиться за поддержкой специалиста, который проведет осмотр узла на предмет дефектов. При покупке на автомобильной разборке рекомендуется запросить гарантию, даже если это не так распространено для таких деталей, как селектор.

Правильная эксплуатация селектора АКПП

Селектор предоставляет возможность менять режимы работы коробки передач и не требует особого ухода в процессе эксплуатации. Водителю следует соблюдать правила обращения с автоматической трансмиссией, которые описаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Нельзя переключать селектор с положения P на позицию R во время движения, однако перемещение рычага между другими режимами не повреждает трансмиссию.

Если обнаружено заедание механизма или неправильное переключение, необходимо провести диагностику (компьютерную или визуальную) и выяснить причину неисправности.

Селектор АКПП является важным компонентом коробки передач, так как позволяет водителю переключать основные и дополнительные режимы в определенных условиях движения.

Алексей Тиханов

Алексей Тиханов

Я — Алексей Тиханов, специалист в области автоматических коробок передач и создатель сайта AKPPXpert.com. Моя задача — помогать автовладельцам понять принципы работы АКПП, предоставляя ценные рекомендации и знания о ремонте, техническом обслуживании и выборе трансмиссий.

https://akppxpert.com/ustrojstvo/selektor-akpp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх