Последняя запись

Аренда автомобилей в России показывает стремительный рост Минпромторг поддержит разработку унифицированной платформы для российских автомобилей

Что такое полис ОСАГО – расшифровка

Все лица, имеющие в собственности, в хозведении или в оперативном управлении автомобили, автобусы и иные виды ТС, обязаны приобрести полис ОСАГО в страховой компании, получившей лицензию на осуществление данного страхования. Существует законодательно утвержденная аббревиатура и сопутствующая ей расшифровка ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, которая может возникнуть у владельцев автомототранспорта.

Что такое ОСАГО

Под страхованием автогражданской ответственности понимаются правоотношения, которые возникают на основании публичного договора (ст. 426 ГК РФ), заключаемого между страхователем и страховщиком.

Суть этих правоотношений заключается в следующем:

  • страхователь, которым может являться как владелец ТС, так и любое другое лицо, желающее исполнить за него обязанность, предусмотренную в ч. 1 ст. 4 ФЗ № 40 от 25.04.2002 «Об обязательном…» (далее – Закон 40), покупает полис;
  • кто-либо из водителей, вписанных в страховку ОСАГО, едет на машине, указанной в полисе, и наносит ущерб другим лицам – например, сбивает пешехода или разбивает чужую машину;
  • у виновника, соответственно, возникает гражданская ответственность – то есть обязанность возместить сбитому пешеходу или владельцу разбитой машины все убытки – то есть стоимость лекарств, услуг больницы или запчастей, необходимых для ремонта;
  • однако, поскольку есть полис, виновнику не придется покрывать данный ущерб – это сделает страховая компания.

Полис ОСАГО – обязательный документ для вождения автомобиля, который защищает от непредвиденных трат в случае ДТП.

Законодательное регулирование обязательного автострахования

ОСАГО регулируется следующими ФЗ и НПА (включая, но не ограничиваясь):

  • Глава 48 ГК РФ (общие нормы о любом виде страхования);
  • Глава 59 ГК РФ (о том, как возмещаются убытки потерпевшим в случае, если у причинителя вреда нет полиса);
  • Закон 40;
  • Положение ЦБ № 431-П от 19.09.2014 «О Правилах…»;
  • Указание Центрального Банка № 5000-У от 04.12.2018 года «О предельных…» (о порядке расчета страховой премии);
  • 170-ФЗ от 01.07.2011 года «О техническом…» (о порядке получения диагностической карты, которая необходима для оформления полиса);
  • различные международные договоры РФ в области обязательного автострахования (ч. 2 ст. 2 Закона 40).

Субъекты и объекты страхования

В сфере правоотношений, связанных с обязательной страховкой автомобиля по ОСАГО, существуют следующие понятия:

Под объектом понимается «то, в целях чего осуществляется страхование». В сфере ОСАГО это имущественно-материальные интересы, связанные с риском возникновения гражданско-правовой ответственности вследствие причинения ущерба:

  • здоровью;
  • жизни;
  • автомобилям других лиц (ч. 1 ст. 6 Закона 40).

Субъекты же – это физические и юридические лица, которые прямо или косвенно участвуют в осуществлении страховки ОСАГО:

  • владельцы ТС;
  • страхователи;
  • страховщики;
  • выгодоприобретатели;
  • РСА;
  • Центробанк;
  • страховые агенты и брокеры.
Читать статью  Как проверить страховку по номеру авто — проверка наличия страхового полиса

Виды ОСАГО

В России действует несколько видов страховки гражданской ответственности автовладельцев:

Критерий классификации Вид (тип)
По размеру страховой суммы и количеству застрахованных рисков ОСАГО
ДСАГО
По наличию или отсутствию ограничений допущенных к управлению лиц «Ограниченная» страховка
«Неограниченная»
По способу оформления Бумажный полис ОСАГО
Онлайн полис ОСАГО

Частые вопросы об ОСАГО

Несмотря на видимую «прозрачность» ОСАГО, система все же имеет ряд нюансов, сложных для понимания простому обывателю. Поэтому Центробанк и РСА периодически разъясняют непонятные положения. Самые распространенные вопросы и ответы на них – ниже.

ОСАГО не компенсирует расходы на ремонт собственной машины и не выплачивает страховку, если авто угнали.

Что покрывает ОСАГО

Обязательная страховка на автотранспорт покрывает ущерб имуществу, жизни и здоровью, который был нанесен при использовании ТС, указанного в полисе, в пределах страховой суммы, представленной в ст. 7 Закона 40:

  • 500000 руб. – в части вреда здоровью каждого пострадавшего;
  • 400000 руб. – в части ущерба автомобилю каждого пострадавшего.

Например, у гражданина в собственности легковая машина. Он ездит на ней один. Им была куплена страховка в какой-нибудь страховой компании (например, Ингосстрах). Однажды он попал в аварию по своей вине, в результате которой был сбит 1 пешеход и повреждены 2 машины.

Согласно независимой оценке, стоимость ремонта первой машины составила 600000 рублей, второй – 300000. Пешеход, в целях восстановления здоровья, заплатил за лекарства и реабилитацию 550000 рублей.

Соответственно, страховая компания виновника покроет:

  • 400000 рублей за первую машину, оставшиеся 200000 виновнику придется заплатить из «своего кармана»;
  • 300000 рублей за второй поврежденный транспорт, из «своего кармана» виновнику за ее ремонт платить не придется;
  • и 500000 в качестве компенсации вреда здоровью потерпевшего, оставшиеся 50000 виновному придется заплатить за счет своих средств.

От чего не защищает ОСАГО

Полис ОСАГО не сможет защитить виновника от необходимости компенсировать (ч. 2 ст. 6 Закона 40):

  • ущерб, который нанесен его жизни, здоровью или транспортному средству;
  • моральный вред (если соответствующий иск будет предъявлен потерпевшим в суд);
  • ущерб, нанесенный при езде на том ТС, которое не было указано в оформленном полисе;
  • вред, который был нанесен имуществу, жизни и здоровью потерпевших при погрузке или разгрузке груза;
  • урон, причиненный, хотя и в связи с использованием ТС, указанного в полисе, но не «обычным объектам», а антикварным ценностям или сооружениям, имеющим историко-культурное значение.

Нужен ли ОСАГО, если есть КАСКО

ОСАГО и КАСКО – это совершенно разные виды страхования.

По КАСКО страховым случаем признается причинение ущерба транспортному средству, указанному в договоре страхования, вне зависимости от того, кто причинил вред.

А это значит, что отремонтировать свою машину можно за счет средств, выплаченных страховой компанией, даже в случае попадания в аварию по своей вине. ОСАГО же ремонт своего транспорта не покроет.

  • ОСАГО в России – это обязательная страховка, за не оформление которой накладывается штраф в размере 800 рублей, согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП;
  • КАСКО, как и ДСАГО – это добровольные виды страхования, и их не осуществление не влечет какой-либо ответственности.
Читать статью  Страхование автомобиля: учет и проводки. ОСАГО и КАСКО для автомобиля в организации

Поэтому ответ на данный вопрос только один – полис ОСАГО, при наличии действующего полиса КАСКО, нужен обязательно.

Можно ли ездить без страховки

Ездить на авто можно и без ОСАГО – в первые 10 дней после покупки ТС, а также в случаях, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона 40.

Например, не оформлять «автогражданку» могут те, у кого есть в собственности, хозведении или оперативном управлении:

  • машина, максимально конструктивная скорость которой не более 20 км/ч;
  • ТС, которое не подлежит допуску к участию в дорожном движении в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 15 ФЗ № 196 от 10.12.1995 «О безопасности…» (то есть не регистрируется в органах Гостехнадзора или ГИБДД);
  • ТС, имеющее гусеничный, санный или иной неколесный движитель.

Также могут не делать «автогражданку»:

  • владельцы ТС, зарегистрированных в зарубежных странах, имеющие «Зеленую карту»;
  • собственники прицепов к легковым машинам (полис ОСАГО не делается именно в отношении прицепа, в отношении самой легковой машины, оборудованной прицепом, «автогражданку» нужно оформлять).

Электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО) — аналог бумажного полиса, оформленный самостоятельно через сайт страховщика и полученный в электронном виде.

Как работает ОСАГО при ДТП

«Автогражданка» при ДТП работает следующим образом:

  • стороны решают, каким образом оформлять ДТП – по Европротоколу или с участием работников ГИБДД (оформить по Европротоколу можно только в случаях, когда нет раненых, столкнулись только 2 ТС, а участники аварии не имеют разногласий по поводу случившегося – ч. 1 ст. 11.1 Закона 40);
  • далее потерпевший идет в свою страховую компанию (если соблюдаются условия, указанные в ч. 1 ст. 14.1 Закона 40) или в страховую виновника (в остальных случаях);
  • в офисе страховщика потерпевший пишет заявление на страховое возмещение и предоставляет бланк извещения о ДТП, а также иные документы по страховому случаю (в том числе, и реквизиты расчетного счета для перевода денежных средств, если по закону положена выплата, а не ремонт);
  • предоставляет ТС к осмотру страховщику, а, при недостижении согласия относительно суммы ущерба, организуется независимая экспертиза;
  • наконец, страховая принимает решение о выплате (или выдает направление на восстановительный ремонт) в 20-дневный срок.

Зачем нужно ОСАГО, если платит виновник

Мнение эксперта
Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

ОСАГО владельцу автомобиля или мотоцикла как раз-таки и нужно, чтобы не платить за ущерб в случае признания его виновным в ДТП. При признании потерпевшим «свое ОСАГО» никак не поможет.

Очевидно, что один и тот же гражданин может быть в одной ситуации виновным, а в другой – потерпевшим. Соответственно:

  • в ситуации, когда автолюбитель был признан виновным, ему не нужно будет платить из «своего кармана» за чужие разбитые машины, расходы на лечение сбитых пешеходов и др.;
  • в ситуации, когда автолюбитель был признан потерпевшим, он получит компенсацию на ремонт своей машины или восстановление здоровья по полису ОСАГО, оформленному виновником (а если полиса ОСАГО у виновника нет, то придется подавать на него в суд и взыскивать компенсацию уже в судебном порядке или обращаться в РСА за компенсационной выплатой – в случаях, указанных в ст. 18 Закона 40).
Читать статью  Электронный полис е-ОСАГО

Когда положены и не положены выплаты

Покрытие убытков по ОСАГО гарантируется практически всем потерпевшим (если у виновника есть действующий полис), в том числе:

  • водителям, чьи ТС были повреждены при попадании в аварии не по своей вине;
  • водителям, которые получили травму при ДТП не по своей вине;
  • пассажирам любых ТС (как в отношении находившихся в машине виновника, так и в отношении находившихся в машине потерпевшего);
  • пешеходам, пострадавшим в результате наезда.
  • выплаты по ОСАГО положены, даже если у потерпевшего нет полиса – но в таком случае прямое возмещение убытков (ст. 14.1 Закона 40), если оно было бы возможно при наличии полиса у потерпевшего, действовать не будет, то есть придется обращаться не в свою страховую компанию, а виновника;
  • компенсационные выплаты от РСА не положены потерпевшим, имуществу которых был нанесен ущерб, если у виновника нет полиса или причинитель вреда неизвестен (ст. 18 Закона 40);
  • а вот если был сбит пешеход, а виновник либо неизвестен, либо у него нет полиса ОСАГО вообще, то этому пешеходу не нужно идти в суд – следует просто обратиться в РСА в целях получения компенсационной выплаты.

Нестандартные ситуации

Под стандартной в правоотношениях по ОСАГО понимается ситуация, при которой:

  • причинитель вреда известен;
  • в результате ДТП нет раненых или погибших;
  • участвовало в аварии только 2 ТС;
  • у обоих участников аварии есть действующие полисы.

Все остальные ситуации могут классифицироваться, как нестандартные, то есть при которых потерпевшему и виновнику придется выполнять дополнительные действия и (или) действовать не так, как обычно.

  • если в ДТП пострадали люди или столкнулось более, чем 2 ТС, то оформить аварию по Европротоколу нельзя – соответственно, сторонам придется дополнительно звонить в ГИБДД и ждать приезда сотрудников полиции, иначе можно было бы заполнить бланки извещений и спокойно разъехаться;
  • виновник ДТП с участием 2 ТС, в котором пострадало только имущество, скрылся с места происшествия, но у него был действующий полис – соответственно, потерпевший обращается в свою страховую в рамках ПВУ, далее страховщик потерпевшего взыскивает в порядке регресса сумму выплаченной компенсации с виновника.

Заключение

Итак, полис ОСАГО защищает виновника в ДТП. Сколько не придется платить из «своего кармана», зависит от того, в отношении чего был нанесен ущерб – если здоровью других лиц, то 500 тыс. рублей, имуществу – 400 тыс.. Все, что сверх этого, придется заплатить из собственных средств. Оформить «автогражданку» можно в любой страховой компании, имеющей соответствующую лицензию от ЦБ. Расчет страховой премии страховщик произведет самостоятельно, на основе законодательно утвержденных тарифов.

https://avtojur.com/strahovanie/osago/chto-takoe

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *