Как определить что аккумулятор в автомобиле пора менять

Как определить что аккумулятор в автомобиле пора менять

Цель данной статьи — помочь автолюбителю определиться — стоит ли пытаться реанимировать АКБ автомобиля, подающую признаки выхода из строя, или все-таки пора менять аккумулятор. Забегая вперед, скажем, что в большинстве случаев придется принять решение в пользу новой батареи. Просто потому, что явные признаки неполадок с аккумулятором обычно проявляются, когда процесс уже стал необратимым.

Сразу сделаем важную оговорку — сказанное не относится к обслуживаемым АКБ, то есть таким, в которых нельзя произвести восстановление объема электролита. А в некоторых случаях — и ремонт внутренних компонентов аккумулятора. Но в наше время обслуживаемые аккумуляторы используются редко, обычно на специальной технике. А на рынке компонентов для легковых автомобилей давно преобладают необслуживаемые и неразборные батареи. Поэтому вопросы измерения плотности электролита в классических аккумуляторах и его пополнения здесь рассматривать не будем.

Благодаря использованию ряда технологий производители аккумуляторов сумели сделать так, что запаса электролита хватает на расчетный срок службы АКБ — при условии, что система ее зарядки в машине исправна. Дело в том, что зарядка аккумулятора до полной емкости, начиная с определенного ее процента, должна производиться исключительно малыми токами. Если это условие не соблюдается — вследствие неисправности генератора, реле-регулятора или диодного моста выпрямительного блока — аккумулятор «закипает». Результат — потеря электролита, разрушение положительных пластин, падение стартерной мощности аккумулятора и наконец — невозможность запуска двигателя.

Если аккумулятор вышел из строя неожиданно быстро, особенно при соблюдении условий эксплуатации, о которых будет сказано ниже, — перед установкой новой батареи надо обязательно проверить систему зарядки в авто на предмет корректных напряжений заряда. В норме это 13,9—14,5 В, и если напряжение заряда аккумулятора переваливает за 14,8 В при нормальных температурных условиях — имеет место проблема в системе зарядки. Визуальным признаком перезаряда может служить бурый налет в районе вентиляционных пробок.

Правда, есть нюанс — для авто с системой STOP-START, у которых нормой является постоянная глубина разряда аккумулятора 40—60% (в отличие от 15—30% у авто без стоп-старта) ввиду потребности сократить время заряда, нормальным может быть напряжение до 15,2 вольт. Поэтому в таких авто используются аккумуляторы, специально для них адаптированные: с увеличенным запасом электролита, кальций-кальциевой технологией изготовления пластин, системой AGM — сепараторами из пористого материала между пластинами и другими повышающими устойчивость к тяжелым условиям эксплуатации технологиями.

Читать статью  Какой автомобиль лучше приобрести: электрический или бензиновый?

Признаки и причины выхода из строя АКБ

Если электрическая система автомобиля в порядке, причины отказа аккумуляторной батареи — в неправильной ее эксплуатации или тяжелых условиях. Производственный брак, равно как «врожденный» низкий ресурс и посредственную надежность дешевых аккумуляторов, рассматривать не будем — если бюджетное изделие прослужило 2—3 года, обычно это и есть его естественный потолок в плане ресурса. Говорить о преждевременном выходе из строя можно, если недорогой аккумулятор не прослужил и двух лет, а батарея премиальной марки начала сдыхать на третьем-четвертом году службы. Правда, надо отметить, что срок службы АКБ одной и той же марки может сильно различаться в зависимости от условий эксплуатации. Поэтому определенная периодичность замены автомобильного аккумулятора, как правило, не указывается — это компонент, который меняется по факту отказа или явных признаков приближения такового.

Признаки выхода аккумулятора из строя довольно очевидны:

  • Проблемы с пуском двигателя
  • Постоянно низкий заряд аккумулятора
  • Малое время заряда / разряда аккумулятора
  • Видимые механические повреждения аккумулятора

Видимые повреждения, такие как вздутие одной или нескольких аккумуляторных «банок» — однозначный приговор к утилизации. Под «банками» следует понимать секции АКБ, которых в легковых (и других 12-вольтовых) стартерных батареях по 6 штук — по сути, это отдельные аккумуляторы номинальным напряжением порядка 2,1 вольт (при полном заряде может достигать 2,5—2,7 вольта). Чтобы обеспечивать достаточное для пуска напряжение (обычно — чуть более 12 вольт), аккумуляторные секции соединены последовательно. При выходе из строя одной из них нормальная работа всей батареи уже невозможна. Теоретически, 5 полностью заряженных банок могут дать почти 12 вольт (для АКБ с максимальным напряжением полного заряда 14-14,5 вольт), и если аккумулятор имел изначально большой запас по емкости — то и достаточный пусковой ток… Но на практике альтернативы замене батареи все равно нет.

Явления же, указанные в первых двух пунктах, сами по себе могут свидетельствовать о том, что аккумулятор систематически недостаточно заряжается. То ли в виду поездок на короткие расстояния, когда генератор просто не успевает компенсировать потери энергии на пуск. То ли вследствие подключения большого количества потребителей энергии. Если поездки — достаточной длительности и потребление энергии в пределах разумного, а аккумулятор все равно не заряжается до нормального уровня, дело идет к его замене.

И снова, для того чтобы списывать аккумулятор в утиль, сначала надо исключить некоторые моменты, которые могут приводить к недозаряду еще работоспособного аккумулятора. А именно:

  • Генератор выдает недостаточную мощность;
  • Неисправен регулятор напряжения;
  • Растянут ремень привода генератора (ремень ГРМ или навесного оборудования, в зависимости от конструкции двигателя);
  • Окислены или неплотно прилегают клеммы подсоединения аккумулятора;
  • Сильно загрязнен корпус аккумулятора;
  • Проблемы с проводкой автомобиля (в т.ч. вследствие неправильного подключения дополнительного электрооборудования);
  • Недостаточно электролита (необратимо для необслуживаемых аккумуляторов).
Читать статью  Электрик по машинам яблоновский

Если перечисленные выше симптомы умирающего аккумулятора не вызваны какой-либо из этих причин — с большой долей уверенности можно утверждать следующее:

  • Имеет место глубокая сульфатация пластин-электродов;
  • Осыпалась активная масса пластин (оголившихся вследствие испарения воды и роста плотности электролита из-за «кипения» аккумулятора);
  • Произошло короткое замыкание в одной из аккумуляторных банок АКБ;
  • Внутренние механические повреждения привели к потере работоспособности одной из банок аккумуляторной батареи.

Глубокая сульфатация является следствием систематических глубоких разрядок аккумулятора. Сам принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов построен на химических реакциях окисления и восстановления. При разряде происходит образование сернокислого свинца, а при заряде его кристаллы снова растворяются. При глубоких разрядах или систематических разрядах до половины фактической емкости аккумулятора и ниже образуются такие крупные скопления кристаллов сернокислого свинца, которые уже не растворяются и перекрывают доступ электролита к активной массе пластин.

В некоторых случаях умеренная сульфатация пластин может быть устранена, по крайней мере частично, с применением специального режима «десульфатации» — многократной разрядки-зарядки аккумулятора по специальному алгоритму. Такой режим обычно есть в профессиональных или продвинутых любительских зарядных устройствах для обслуживания автомобильных аккумуляторов (либо универсальных ЗУ для обслуживания аккумуляторов разных типов).

Пытаться проводить десульфатацию имеет смысл в тех случаях, когда:

  • во-первых, по результатам проверки емкость аккумулятора составляет не менее 30—40% от номинальной;
  • во-вторых, аккумулятор берет заряд до нормального напряжения, хотя и быстро разряжается.

По сути — это и есть тот единственный случай, когда есть возможность на какое-то время в некоторой степени реанимировать необслуживаемый аккумулятор. Короткое замыкание и механические повреждения, равно как осыпание пластин или необратимая сульфатация, означают, что назрела необходимость замены аккумулятора.

Резюме:

Если аккумулятор постоянно недозаряжен — попробуйте выполнить длительную поездку или воспользуйтесь зарядным устройством. Если поможет — аккумулятор еще жив, и причина в том, что вы совершаете только короткие поездки или много времени проводите в пробках (низкие обороты или остановка двигателя) с включенными световыми приборами. Постоянно пользуйтесь зарядным устройством (желательно с функцией десульфатации свинцово-кислотных аккумуляторов, периодически используя данный режим) либо совершайте чаще поездки, достаточные для полного заряда аккумулятора.

Читать статью  Автоэлектрик: обязанности и обучение

Если аккумулятор быстро заряжается до нормального напряжения (гаснет индикатор «низкий заряд аккумулятора»), но так же быстро и разряжается — попробуйте провести десульфатацию.

Если первое и второе не помогает — обращайтесь на СТО, чтобы исключить неисправности электросистемы. А если можете самостоятельно измерить с помощью мультиметра ток заряда и убедиться в исправности электросистемы — начинайте выбирать новый аккумулятор. Если при исправной зарядке батарея в принципе не заряжается выше, чем на 80% от максимального напряжения полного заряда АКБ данного типа (11,7 В при норме 14 В) — либо одна из аккумуляторных банок не работает, либо осыпалась большая часть активной массы, и батарею однозначно надо менять.

признаки выхода из строя АКБ

Как сохранить ресурс АКБ

В заключение — несколько простых советов по продлению ресурса аккумулятора автомобиля:

  1. Не допускайте глубоких (ниже половины емкости АКБ) разрядов — чем дольше батарея в таком состоянии, тем глубже сульфатация. Не используйте дополнительные потребители энергии, если их включение не дает зарядить аккумулятор.
  2. При отсутствии длительных поездок и длительном простое автомобиля пользуйтесь зарядным устройством.
  3. Помните, что зима — самое тяжелое время для АКБ. Не оставляйте автомобиль ночевать на морозе с недостаточно заряженным аккумулятором — быстрый саморазряд на холоде с последующим замерзанием электролита может вызвать разрыв банки.
  4. Следите за чистотой контактов и надежностью крепления клемм АКБ. Удаляйте с корпуса аккумулятора грязь, которая ввиду содержания в ней токопроводящих веществ может способствовать утечке тока с его клемм.
  5. Убедитесь в надежности крепления аккумулятора — дополнительная тряска может привести к обрыву пластин.

Если есть признаки необратимого повреждения необслуживаемой АКБ автомобиля — не верьте обещаниям восстановить любой, даже самый убитый аккумулятор. Скорее всего, вы просто выбросите деньга на ветер, и вам все равно придется покупать новую батарею. Зачастую такие обещания лишь служат цели завлечения клиента с проблемной АКБ для продажи ему новой — когда выяснится, что старый аккумулятор не подлежит реанимации.

Когда возникают проблемы с аккумулятором, выходящие за рамки недостаточного заряда по причине коротких поездок — оправляйтесь на проверенную СТО. Там либо найдут причину в системе зарядки или проводке, либо смогут провести десульфатацию (если на «проверенной» СТО нет способного на это электрика с подходящим прибором — возможно, стоит поискать другую станцию), либо скажут, что пора заменить аккумулятор в машине.

https://carway.info/ru/content/kak-opredelit-chto-akkumulyator-v-avtomobile-pora-menyat

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх