Периодичность замены масла в автомобиле: сроки и рекомендации
Любой автомобиль требует своевременного технического обслуживания. Чтобы уберечь двигатель внутреннего сгорания от поломок, необходимо контролировать уровень моторного масла и регулярно производить его замену. Но как понять, как часто нужно это делать? Давайте разбираться, как рассчитать периодичность замены масла в автомобиле.
Зачем менять масло в автомобиле
Моторная смазка — важный элемент в двигателе, наравне с другими механическими деталями. Со временем она теряет свои качества и требует замены для стабильной работы автомобиля. Для расчета периодичности этих действий нужно знать причины ее износа.
Главная задача моторной смазки — уменьшить изнашивание деталей двигателя. Работа большей части мотора построена на трении, а смазочное вещество как раз его и нивелирует. Из-за этого не рекомендуется оставлять автомобиль без движения на долгое время: смазка стекает в коробку (картер) и после простоя мотор работает «на сухую».
Помимо всего прочего, смазочное средство служит также своеобразным охладителем для трущихся деталей, так же, как антифриз или радиатор. Еще важной задачей автосмазки является защита металлических деталей от коррозии. Многие части мотора — клапаны, поршни, распредвалы и другие — работают при больших перепадах температур, сильном трении, воздействии продуктов сгорания и пр. Именно для этого важно контролировать периодичность использования автохимии.
Производители указывают частоту замены моторного масла. Этот показатель определяют при испытаниях машин или по данным обычного использования транспортных средств, что дает возможность выявить среднестатистические результаты. Периодичность замены автосмазки производитель связывает с пробегом, временем работы машины и количеством потраченного топлива. Но если руководствоваться этими данными, то в большинстве случаев движки будут работать на масле, потерявшем свои свойства.
Что произойдет с автомобилем, если смазку в двигателе не менять долгое время? Чтобы дать точный ответ о периодичности замены масла, нужно понимать, какие задачи оно выполняет. Любые моторные масла состоят из своеобразной «основы» и так называемых присадок. На них и лежит функция защиты составляющих моторного блока.
Во время работы автомобиля, даже когда он стоит, происходит непрерывное синтетическое растворение присадок. Конечно, в процессе движения распад совершается быстрее, а в картере мотора создаются естественные наслоения, окисляются некоторые ингредиенты смазочной жидкости, изменяется ее вязкость и рН (уровень кислотности).
При большой нагрузке вышеописанные явления происходят еще быстрее, в особенности — на высоких температурах. Но производители неустанно совершенствуют химические составы своей продукции, поэтому смазочные материалы могут справляться с загрязнениями и воздействием горячих температур достаточно длительный период.
Сегодня многие машины оснащены ЭБУ, которое следит за временем эксплуатации и сигнализирует о сроках замены масла в автомобиле. Понятно, что эти решения принимаются узкопрактическим путем. За основу берутся данные о средних количествах оборотов двигателя, температуре мотора и масла, числе холодных пропусков, режиме скорости и пр. Еще программа учитывает возможные технические погрешности и допуски. Компьютер может указать примерную периодичность замены смазки в автомобиле.
К большому разочарованию, не только в России, но и в СНГ продается большое количество некачественной продукции или вообще подделок. А если учесть, что и топливо не самого высшего качества, то периодичность замены масла нужно самостоятельно высчитывать.
Что будет, если не заменить смазку в автомобиле вовремя:
- Отложения на деталях. В процессе работы мотора происходит распад присадок и попадание в смазочное средство продуктов сгорания. Как следствие — ощутимое снижение мощности автомобиля, увеличение опасных веществ в выхлопных газах, их чернота.
- Чрезмерное изнашивание деталей двигателя. Причины остаются прежними: в большей степени, из-за нарушения полимеризации присадок или их окисления. Это может произойти из-за низкого качества масла. К вытекающим из этого проблемам относятся также сложности с передвижением масла, изнашивание мотора и его деталей. Недостаток масла приводит к проблемам с холодным запуском, а в критической ситуации мотор может вовсе отказать.
- Проворачивание шатунных вставок. Такое случается из-за загрязнения масляного троса загустевшей жидкостью. Чем меньше его площадь поперечного сечения, тем больше шатунные вставки подвергаются нагрузкам, из-за этого часто происходит их перегрев и проворачивание.
- Внушительный износ турбонасоса (если таковой имеется). Огромный риск поломки ротора. Это происходит в большей степени из-за того, что отработанная смазка взаимодействует с валом компрессора и подшипниками. Появляются сколы и царапины, засоренная смазка забивает каналы смазки насоса (компрессора), что нередко приводит к его заеданию.
Вышеуказанные сложности возникают в автомобилях, использующихся в условиях города. Эти нагрузки для мотора считаются самыми сложными.
Периодичность замены масла в автомобиле
Периодичность замены масла в двигателе автомобиля зависит от состава и качества используемой продукции. Моторные масла можно условно разделить на три вида:
- Минеральные — изготавливаются из продуктов нефти.
- Синтетические — производятся с помощью химического синтеза.
- Полусинтетические — смесь минерального масла с синтетическим.
Больше всего подвергается изнашиванию при высокой температуре минеральное масло. Поэтому периодичность его замены в двигателе автомобиля приблизительно в два раза выше, чем синтетического. Какую смазку лучше выбирать для работы двигателя? Здесь нужно ориентироваться не на стоимость, а на условия использования и технические возможности мотора.
Конечно, на периодичность замены масла влияет качество топлива. Ни для кого не секрет, что низкосортный бензин и солярка оставляют после сгорания остатки, которые проникают в смазочную жидкость и портят ее свойства.
Самое главное — четко следовать инструкции производителя вашего автомобиля. Данные о периодичности замены масла и техническом обслуживании систем смазки указаны не просто так. Этими вопросами занимаются специалисты-технологи. Если вы потратили большие деньги на покупку машины, то к рекомендациям изготовителя стоит прислушаться.
- Заменить смазку нужно минимум через 5 000 километров пробега.
- В случае с минеральным веществом это следует сделать через 7 000–8 000 километров пробега.
- Синтетический состав необходимо заменить через 12 000–15 000 километров.
Помимо этого, нужно принимать во внимание причины, влияющие на износ двигателя автомобиля и периодичность его обслуживания.
Замену смазки мотора лучше всего проводить между техническим обслуживанием автомобиля. Например, если ТО машины с бензиновым двигателем необходимо делать через 15 000 км, то замену смазочного вещества в этом случае рекомендуется организовать через 7 500 км пробега. Для авто с дизельным двигателем этот интервал нужно сократить до 10 000 км.
Читайте также!
Важно использовать моторные масла только тех марок, которые рекомендует производитель авто. Несмотря на то, что есть мнение, что полусинтетика и минеральные составы уступают в свойствах синтетическим, заливать в машину нужно тот тип смазки, который указан заводом-изготовителем.
Обратите внимание! Специалисты, все как один, заявляют, что при приобретении б/у автомобиля нужно произвести замену смазочных материалов сразу. Не прислушивайтесь к уверениям бывшего владельца, ведь никто не знает, с какой периодичностью он заменял смазку в автомобиле, какую именно марку заливал.
Что уменьшает сроки замены масла в автомобиле
За счет использования некоторых современных масел можно уменьшить периодичность обязательного технического обслуживания. Таким образом производители автомобильной химии дают возможность сэкономить деньги на ТО машины.
Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, и преимущественная эффективность смазочных средств не так уж реальна. Использовать масла с высокой периодичностью замены можно только при условии соблюдения определенных требований.
Во-первых, наличие обязательной сертификации продукции от производителя.
Во-вторых, эксплуатация машины должна соответствовать инструкции по смене смазочных средств для автомобильных двигателей. Но, как правило, в технических документах на транспортное средство информация о периодичности смены смазки отсутствует.
Читайте также!
Выход один — сделать частный анализ и определить, на какой контингент покупателей и какой регион рассчитана та или иная марка автомобиля. Так можно самостоятельно рассчитать периодичность замены смазки.
Кроме интенсивности нагрузок, в частности, пробега, есть целый ряд факторов, без учета которых точно определить периодичность замены масла в автомобиле не получится. Вне всяких сомнений, к этим факторам относится режим использования машины и климатическая зона вашего нахождения. Существуют также своеобразные «тяжелые» условия, влияющие на периодичность замены смазочных материалов, к которым можно отнести:
- Частые передвижения машины на небольшие расстояния или долгие перерывы в ее использовании. В этой ситуации двигатель не успевает как следует прогреваться, это провоцирует появлению конденсата. Смешиваясь с топливом, конденсат образует кислоту, пагубно влияющую на детали мотора.
- Езда по автомобильным пробкам. Это, пожалуй, самое большое испытание для мотора любой машины. Двигатель переносит огромные нагрузки при запуске, трогании с места и разгоне. В эти моменты смазка нагревается до предельных температур, из-за чего теряет свои качества.
- Частые поездки на машине с большой нагрузкой.
- Пыль в воздухе. Конечно, чистоту наших дорог невозможно сравнивать с чистотой полос движения в странах Европы. В основном, европейские производители автомобилей выдают данные о периодичности замены масел и фильтров, основываясь на чистоте воздуха именно в соответствии со своими нормативами. В результате, пробег в 40 000 км по дорогам Германии вовсе не то же самое, что пробег такого же авто в России.
- Не стоит допускать частую работу силового агрегата на холостых оборотах. Это провоцирует чрезмерное нагревание масла и, соответственно, его окисление.
- Очень вредит мотору быстрая замена смазочных средств. Такая экспресс-процедура влечет за собой отложение большого объема отработки в двигателе.
Как определить, что в автомобиле пора менять масло
Опытному автовладельцу не составит особого труда определить периодичность замены смазочного средства. Чтобы провести эту несложную процедуру, необходим специальный масляный щуп.
Как проверить уровень моторного масла:
- Сначала нужно извлечь щуп из двигателя.
- Вытереть его сухой тканью или салфеткой.
- Вставить щуп в нужное отверстие.
- Вытащить его и сделать зрительный анализ.
На щупе для измерения уровня масла есть два значения: минимальное и максимальное. Для оптимальной работы автомобильного мотора уровень смазки должен быть между двумя отметками, если выяснится, что уровень на минимуме — нужно долить недостающее количество или произвести полную замену.
Современные модели авто оснащены специальным индикатором, выведенным на панель управления, на котором в режиме реального времени можно увидеть уровень масла. Это значительно облегчает диагностику.
Далее нужно проанализировать содержимое щупа по следующим параметрам:
- Вязкость извлеченной жидкости. На первый взгляд, консистенция смазочного материала не должна отличаться от своего первоначального состояния. Если жидкость потеряла былую вязкость, значит, смазка утратила свои качества и требует замены.
- Если на щупе видны следы грязи, нагара, то моторная смазка больше непригодна для использования.
- Смазочная жидкость изменила цвет, в ее составе видна металлическая стружка — это тоже сигнал для замены автохимии. Изначально янтарное средство превращается в черную отработку. Наличие стружки говорит о потере смазывающих свойств, оно больше не оберегает детали мотора от трения. Вкрапления воды тоже свидетельствуют о том, что автосмазка потеряла свои качества, не может обеспечить защиту деталей двигателя внутреннего сгорания от износа. Осадок на щупе означает, что начался процесс сильного разложения присадок, засорения масла отработанными газами картера. Это чревато снижением мощности автомобильного мотора и наличием токсичных веществ в выхлопных газах.
Все вышеописанное поможет вам провести самостоятельную диагностику и просчитать периодичность замены масла в автомобиле. Осуществлять проверку нужно регулярно, примерно через каждые 1 000 км пробега. Использовать моторную смазку, у которой истек срок эксплуатации, указанный производителем, категорически запрещено.
https://rad-star.ru/pressroom/articles/periodichnost-zameny-masla-v-avto/