Частичная и полная замена масла в АКПП: о чем нужно знать автомобилисту
Своевременная замена трансмиссионного масла в автоматической КПП позволяет значительно увеличить ресурс коробки передач и предотвратить множество поломок. В отличие от двигателей, которые сильно нагреваются из-за сгорания топлива, АКПП не подвергаются сильным термическим нагрузкам. В них не скапливаются продукты горения бензина и ДТ, внутри КПП не скапливается сажа и нагар. Поэтому обслуживание автоматических коробок передач может проводиться намного реже, чем масляное ТО двигателей. Еще одно отличие — коробках передач масло можно менять как полностью, так и частично. Подробнее об этом – в нашей статье.
Нужно ли менять масло в АКПП?
Среди водителей бытует мнение, что автоматические коробки передач не требуют сервисного обслуживания. Это даже указывается в документации ко многим моделям авто. Действительно, современные трансмиссионные масла имеют достаточно большой срок службы и при благоприятных условиях могут сохранять заявленные свойства в течение всего времени эксплуатации автомобиля. Но на практике соблюдать такие условия крайне сложно. Это подразумевает использование качественного топлива, щадящий стиль вождения, отсутствие больших нагрузок на АКПП и др. Кроме того, автопроизводители не обязывают водителей регулярно менять масло в КПП, поскольку подразумевается, что автомобили эксплуатируются не более 3–5 лет. Это актуально для стран с высоким уровнем жизни, где автомобилисты могут себе позволить частую покупку новых авто.
Если машина эксплуатируется долго, регулярно и в условиях, далеких от идеальных, замена масла в АКПП становится обязательной. Длительная эксплуатация трансмиссионной жидкости приводит к постепенному разложению присадок, загрязнению продуктами износа шестеренок и дисков сцепления. Это сопровождается ускоренным износом высоконагруженных деталей КПП. Если водитель долго не меняет масло в автомате это повышает вероятность возникновения поломок.
Как понять, что трансмиссионное масло нуждается в замене
Смазочная жидкость со временем становится более вязкой. Это можно наглядно увидеть, сравнив консистенцию слитой отработки и нового масла из канистры. Отработанная жидкость будет более густой и темной. Изменение первоначального цвета обусловлено несколькими факторами: разложением присадок, истиранием дисков сцепления и др.
Такие изменения сказываются на работе КПП. Основными симптомами, указывающими на необходимость замены масла в коробке передач, являются такие:
- Вибрации. Если коробка передач сильно вибрирует на холостых или рабочих оборотах, это может свидетельствовать об изменении вязкости и смазывающих свойств трансмиссионной жидкости.
- Рывки при переключении передач. Старое масло может вызывать залипание фрикционных дисков в АКПП с мокрым сцеплением. Это сопровождается рывками во время разгона.
- Увеличенный расход топлива. Из-за изменения вязкости и консистенции старой смазочной жидкости возрастает ее гидродинамическое сопротивление. На его преодоление расходуется дополнительная энергия, что сказывается на потреблении топлива.
В чем отличия между полной и частичной заменой масла
Между этими видами замены масла в автомате имеются три основных отличия. Во-первых, при частичном техобслуживании КПП не нужно полностью сливать всю жидкость из коробки. Как правило, из АКПП сливается лишь 30–50% масла, и вместо него заливается такой же объем новой жидкости.
Во-вторых, разница заключается в интервалах замены. Общепринято проводить частичное ТО на половине межсервисного интервала. Это значит, что если полная замена выполняется с интервалом, например, 60000 км, то частичную проводят с периодичностью 30000 км.
В-третьих, полная замена масла в АКПП подразумевает обязательную промывку коробки передач. Для этого используется специальное промывочное средство, которое добавляется в отработанную жидкость. С такой добавкой трансмиссия должна поработать в течение некоторого времени, чтобы промывка дала нужный эффект. При частичном техобслуживании эта процедура не проводится.
Когда и как нужно проводить полную замену трансмиссионной жидкости
Прежде всего, необходимо помнить, что рекомендации и указания автопроизводителя о том, что АКПП в конкретном автомобиле не требует обслуживания, лучше проигнорировать. Логика проста: замена масла в трансмиссии никогда не навредит. А отсутствие масляного ТО, наоборот, может иметь негативные последствия.
Если в документации к автомобилю сказано, что АКПП является необслуживаемой, то, соответственно, в ней не будут указаны сроки замены масла. В таком случае нужно ориентироваться на усредненные показатели – 50–60 тыс. км для полной замены и 25–30 тыс. км – для частичной.
Алгоритм действий состоит из таких пунктов:
- Перед техобслуживанием нужно узнать заправочный объем АКПП и подготовить достаточное количество масла.
- Автомобиль нужно загнать на смотровую яму или эстакаду. Если клиренс достаточно большой, замену трансмиссионного масла можно проводить даже на сплошной ровной поверхности.
- На любой АКПП присутствует две горловины: сливная и заливная. Сливная располагается в нижней части агрегата, заливная – на середине или вверху КПП. Для откручивания пробок понадобится ключ или торцевая головка соответствующего размера (зависит от модели машины).
- Перед сливом отработанной жидкости нужно добавить промывку в АКПП через заливную горловину, завести мотор и оставить его в заведенном состоянии на 10–15 минут. Заливка проводится с помощью воронки и шланга подходящего диаметра и длины.
- Далее выкручивается сливная горловина и из КПП сливается вся жидкость. Для этого нужно заранее подготовить емкость подходящего размера.
- Затем нужно плотно закрутить сливную пробку, предварительно протерев магнит на ней – он служит для улавливания частиц железной стружки.
- Далее с помощью воронки и шланга в АКПП заливается новое масло через заливное отверстие. Нужно внимательно контролировать количество заливаемой жидкости, чтобы избежать перелива.
В автосервисах отработанное масло не просто сливают, а откачивают под давлением с помощью специального насоса.
Частичная замена масла в АКПП
Если трансмиссионная жидкость меняется не полностью, порядок действий будет почти таким же, как при полной замене. Разница заключается в двух пунктах. Во-первых, при частичной замене масла в автоматической коробке передач не нужно добавлять промывочный состав в КПП. Во-вторых, нужно сливать определенное количество жидкости, используя для этого емкость известного объема – например, литровую банку. Соответственно, следует вовремя остановить слив масла и закрутить пробку, когда из коробки сольется 30–50% жидкости. При этом можно испачкаться, поскольку пробку нужно суметь вкрутить в отверстие, из которого продолжает литься масло. Затем нужно залить такой же объем жидкости. Чтобы не ошибиться, следует использовать ту же емкость.
Заключение
При замене трансмиссионного масла нужно не только соблюдать интервалы и алгоритм действий, но и использовать подходящую жидкость. В автоматических КПП используются специальные составы с маркировкой ATF (Automatic Transmission Fluid). Использовать масла для механических коробок в АКПП недопустимо.
Видео: Замена масла убивает АКПП. Или нет?
https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/polnaya-ili-chastichnaya-zamena-masla-v-akpp/