Последняя запись

Пороги Volkswagen Sharan (1995-2010): Полный профиль, замена и уход Глава Volkswagen предложил снизить пошлины для китайский автопроизводителей, инвестирующих в ЕС

Система отопления и охлаждения салона автомобиля: как устроена, как работает

Аватар автора

В первых автомобилях не было системы отопления салона, людям приходилось ездить в специальных накидках.

Но требования к комфорту и безопасности движения изменились. Сейчас система отопления позволяет создать в салоне комфортные условия в холодное время года. Большинство современных автомобилей оснащены кондиционерами и системами климат-контроля, в них комфортно и в летнюю жару. Воздух должен циркулировать в салоне, даже если снаружи комфортная температура и подогрев или отопление не требуются.

Рассказываем, как устроена система вентиляции, отопления и кондиционирования в автомобиле.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов

Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности

Как устроена климатическая установка в автомобиле

У нас уже были статьи, так или иначе связанные с системой отопления, охлаждения и вентиляции. Вот они:

  • Как работает система охлаждения двигателя автомобиля.
  • Как обслужить автомобильный кондиционер.
  • Зачем нужен салонный фильтр в автомобиле.

Поэтому здесь мы не будем рассказывать, как все устроено, и сосредоточимся на том, что происходит непосредственно в салоне. Вот что есть в системе вентиляции.

Нагревательный элемент. Обычно его называют радиатором печки или радиатором отопителя. Он работает так же , как батарея в вашей квартире. Радиатор печки соединен с системой охлаждения двигателя двумя патрубками. Жидкость в системе нагревается, когда двигатель работает, и отдает тепло воздуху в салоне. Сразу после запуска мотора по системе циркулирует холодная жидкость и радиатор печки не нагревается. В салоне автомобиля будет холодно, пока мотор не прогреется.

Система обогрева нужна не только для комфорта пассажиров. Если она не работает, стекла будут запотевать в сырую погоду или обмерзать зимой, безопасно водить машину не получится.

Отопитель салона — один из множества радиаторов в машине. Фото: Velimir Zeland / Shutterstock

Отопитель салона — один из множества радиаторов в машине. Фото: Velimir Zeland / Shutterstock

Вентилятор нужен для циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Любой салон не герметичен, но если закрыть окна и выключить вентилятор, станет очень душно. Мозг человека плохо работает при недостатке кислорода — реакция водителя замедлится, возрастет риск попасть в ДТП. Также вентилятор гонит воздух через отопитель и испаритель кондиционера, так салон прогревается и охлаждается лучше.

У всех современных автомобилей вентилятор выглядит примерно одинаково, самое заметное различие — форма лопастей. Фото: Aleksandr Kondratov / Shutterstock

У всех современных автомобилей вентилятор выглядит примерно одинаково, самое заметное различие — форма лопастей. Фото: Aleksandr Kondratov / Shutterstock

Читать статью  Топливная система: схемы подачи питания бензиновых и дизельных двигателей автомобиля, а также устройство и принцип работы, что такое обратка

Испаритель кондиционера. Если в машине есть кондиционер, то в системе вентиляции есть испаритель. Он похож на радиатор печки, но нужен для охлаждения воздуха. Конструкция испарителя такая же , это тоже радиатор. Он часть системы кондиционирования, по нему циркулирует хладагент.

Испаритель кондиционера легко перепутать с радиатором печки, они выглядят одинаково. Но испаритель обычно более грязный: там регулярно скапливается конденсат, а на нем лучше задерживается пыль. Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock

Испаритель кондиционера легко перепутать с радиатором печки, они выглядят одинаково. Но испаритель обычно более грязный: там регулярно скапливается конденсат, а на нем лучше задерживается пыль. Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock

Электрический обогреватель. Некоторые автопроизводители ставят в систему вентиляции электрический элемент для обогрева. В машинах с бензиновым двигателем он встречается редко, а вот для дизелей обычно входит в стандартное оснащение.

Функционально он повторяет радиатор печки, только работает от бортовой электросети и нагревается намного быстрее. Для дизеля это более актуально, ведь такой мотор прогревается дольше бензинового. При этом радиатор печки в системе все равно есть.

Электрический элемент обогрева салона дизельной BMW в кузове E90. Фото: laga.se

Электрический элемент обогрева салона дизельной BMW в кузове E90. Фото: laga.se

Система клапанов и заслонок. Воздух по салону автомобиля распределяется через воздушные каналы. Специальные заслонки перекрывают каналы, чтобы направить поток в нужную зону. Привод заслонок может быть механическим или электронным.

Также у большинства машин есть отдельная заслонка рециркуляции воздуха. Когда она открыта, воздух поступает с улицы, когда закрыта — из салона автомобиля. Это нужно, например, если вы хотите быстрее прогреть или охладить салон. А еще эта заслонка помогает избежать неприятных запахов в салоне, если приходится ехать за старым грузовиком или мимо свалки.

Панель управления. Даже в самых простых машинах есть три регулировки: скорости вращения вентилятора, направления воздушного потока и температуры. В России найти автомобиль без печки почти невозможно, но они существуют, в редких версиях для жарких стран может быть установлен только кондиционер.

Кнопка включения кондиционера обозначается знаком снежинки или буквами A/C — Air Conditioner. Если в машине он есть, будет и отдельная кнопка. Фото: Mohamed Ali Gabr / Shutterstock

Кнопка включения кондиционера обозначается знаком снежинки или буквами A/C — Air Conditioner. Если в машине он есть, будет и отдельная кнопка. Фото: Mohamed Ali Gabr / Shutterstock

Что такое климат-контроль

В минимальной комплектации регулировать направление и интенсивность обдува придется вручную. На блоке управления печкой есть переключатели режимов, обычно они механически связаны с заслонками.

Когда водитель поворачивает регулятор, через тросиковый или другой механический привод поворачивается заслонка. Так воздух в системе меняет направление. Чтобы получить комфортную температуру, приходится постоянно регулировать работу вентилятора и выбирать направление потока воздуха.

Более продвинутый вариант управления называют климат-контролем. В машине с такой опцией можно выставить нужную температуру на табло — и автоматика будет ее поддерживать, а еще регулировать направление воздушных потоков и скорость работы вентилятора. Автопроизводители придумывают различные названия для этой системы, но отличить ее легко. Если есть цифровая индикация температуры в градусах и кнопка Auto — перед вами машина с климат-контролем.

Читать статью  Опрессовка системы охлаждения

Обложка статьи

Для работы такой системы в салон устанавливают дополнительные датчики. Они могут быть встроены в панель управления климат-контроля или располагаться на торпедо. Блок управления климат-контролем собирает данные о температуре в салоне и на улице, а также об интенсивности солнечного излучения. Все это нужно, чтобы управлять заслонками и вентилятором и поддерживать таким образом заданную температуру.

Заслонки поворачивают электромоторчики, у них нет механической связи с панелью управления. Система сама определяет, как интенсивно дуть и куда направлять воздух. Также водитель может отключить автоматический режим и настроить все это вручную.

Конструкция радиаторов отопления и испарителей кондиционера не зависит от наличия или отсутствия климат-контроля. Но может отличаться вентилятор и сам узел с заслонками, а также их моторчики и приводы. Поэтому дооснастить машину климат-контролем сложно, в большинстве случаев придется менять всю систему вентиляции.

Обложка статьи

Продвинутые системы климат-контроля могут поддерживать разную температуру для водителя и пассажиров. Такие системы бывают:

  1. Двухзонными — температура регулируется для водителя и переднего пассажира, салон разделяется на левую и правую стороны. Температура воздуха для заднего ряда такая же , как для передних кресел.
  2. Трехзонными — для заднего ряда можно отдельно регулировать температуру, а в некоторых случаях и силу обдува.
  3. Четырехзонными — температура отдельно регулируется для водителя и трех пассажиров.

Чем больше зон с отдельным блоком управления, тем сложнее система. В ней будет больше заслонок и воздуховодов. Ремонт системы климат-контроля стоит дорого, не все автопроизводители поставляют мелкие запчасти отдельно. Если одна из заслонок сломается, придется менять блок климат-контроля целиком или искать деталь на разборке.

Климат-контроль может быть раздельным. На этом фото — двухзонный, с его помощью можно выставить разную температуру для водителя и пассажира. Фото: GoBros / Shutterstock

Климат-контроль может быть раздельным. На этом фото — двухзонный, с его помощью можно выставить разную температуру для водителя и пассажира. Фото: GoBros / Shutterstock

Похоже на климат-контроль, но это не он: нет кнопки Auto. Фото: Best Auto Photo / Shutterstock

Похоже на климат-контроль, но это не он: нет кнопки Auto. Фото: Best Auto Photo / Shutterstock

Что может сломаться в системе

Начнем с материалов, которые мы уже публиковали:

  • Почему автомобильная печка плохо греет: 9 причин.
  • 7 причин, почему автомобильный кондиционер не охлаждает.

А здесь мы напишем об общих проблемах — и о чем-то расскажем подробнее.

Вентилятор может не включаться вообще или работать шумно. Причина неисправности может быть и в электросистеме автомобиля, и в самом вентиляторе. Крыльчатка вентилятора вращается на одном или двух подшипниках, они могут износиться. Починить вентилятор удается не всегда, обычно эта деталь поставляется целиком.

Читать статью  Устройство топливной системы

В некоторых случаях достаточно почистить вентилятор. В него может попадать листва и другой мусор, а на лопастях скапливается пыль и грязь. После чистки вентилятор еще долго может не потребовать замены. Иногда добраться до него довольно сложно: у большинства машин придется снимать торпедо — полностью или частично.

В редких случаях вентилятор может сломаться от грязи или посторонних предметов. Иногда его достаточно почистить. Фото: romarti / Shutterstock

В редких случаях вентилятор может сломаться от грязи или посторонних предметов. Иногда его достаточно почистить. Фото: romarti / Shutterstock

Заслонки и воздушные клапаны. Обычно эти детали сделаны из пластика и со временем могут сломаться. Такую поломку легко определить: одно или несколько направлений воздушного потока не будут работать. Но чтобы добраться до неисправности, машину придется серьезно разобрать. Обычно вентилятор, его корпус и регулирующие заслонки находятся глубоко под торпедо автомобиля.

Не все автопроизводители поставляют элементы системы вентиляции отдельно — может оказаться, что ради небольшой пластиковой детали или маленького электромоторчика придется купить весь модуль в сборе.

Обложка статьи

Радиатор печки и испаритель кондиционера. У этих деталей одна проблема: они могут потерять герметичность. Горячая охлаждающая жидкость из радиатора печки может протекать в салон автомобиля, это опасно. Повреждение испарителя кондиционера принесет меньше проблем: из системы просто выйдет весь хладагент. В любом случае придется сначала проверить всю систему и найти место протечки. Такую работу лучше поручить сервису.

Если из дефлекторов идет неприятный запах, радиатор и испаритель желательно промыть. Их соты накапливают грязь, даже если с салонным фильтром все в порядке. Может помочь специальный баллончик для обслуживания системы кондиционирования, такие часто продают в магазинах запчастей. Но при сильных и старых загрязнениях так чистить систему нет смысла. Придется снимать деталь и промывать ее отдельно, а после — заправлять систему кондиционирования.

Большая белая деталь в центре фото — корпус отопителя. В нем находится вентилятор и управляющие заслонки. Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock

Большая белая деталь в центре фото — корпус отопителя. В нем находится вентилятор и управляющие заслонки. Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock

Запомнить

  1. Система вентиляции в машине не нуждается в профилактике и обслуживании, достаточно регулярно менять салонный фильтр и иногда чистить вентилятор салона.
  2. Радиатор отопления — часть системы охлаждения двигателя автомобиля. Он может внезапно сломаться и сильно навредить. Машину с протекающей печкой лучше не эксплуатировать.
  3. Неисправная система кондиционирования не навредит автомобилю, но уменьшит комфорт от поездки. А если долго тянуть с ремонтом, он может обойтись дороже.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

https://journal.tinkoff.ru/guide/pogoda-v-avto/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *