Рожденные в СССР: новый взгляд на старые советские авто

Рожденные в СССР: новый взгляд на старые советские авто

Винни Бакшт и его редкий ЗИЛ-41045 1985 года, который он привез в США в 2014 году

Советские автомобили в Новом Свете в начале XXI века – такая же диковина, какой были американские машины в СССР при социализме. Но, как рассказывает корреспондент BBC Autos, продукция советского автопрома нет-нет, да и мелькнет в городском потоке или на фестивале автомобильной старины — как на Восточном, так и на Западном побережье США.

Стоя на парковке у одного из кафе Starbucks в городке Эджуотер, штат Нью-Джерси (это пригород, расположенный за рекой Гудзон напротив Манхэттена), я наблюдаю за тем, как подкатывает и останавливается огромный седан.

Его цвет, столь же темный, как доспехи Дарта Вейдера, идеально подходит лимузину, построенному в тех краях, которые президент США Рональд Рейган когда-то нарек «империей зла». Свинцовые облака, пронизывающий ветер и налетающая время от времени снежная поземка, которая плохо вяжется с серединой апреля, только усугубляют леденящую атмосферу холодной войны. Слово «головокружение» даже отдаленно не в силах описать мои ощущения: я собираюсь сесть за руль ЗИЛа.

Приключения «членовоза»

Завод имени Лихачева, названный в честь пионера советской автомобильной промышленности Ивана Лихачева, выпускал грузовики, автобусы и до 2002 года производил большие, устрашающего вида лимузины, на которых возили советских вождей.

Машина для генсека или членов Политбюро, простых смертных и близко не подпускали к

Как рассказывает Винни Бакшт, владелец именно этого ЗИЛа, большинство выведенных из эксплуатации машин разбирали под присмотром КГБ. Образец, которым владеет Бакшт, — винтаж эпохи Перестройки, модель, выпущенная в 1985 году. Это последняя машина серии из 65 единиц, известной как ЗИЛ -41045, которая выпускалась с 1983 по 1985 год. А еще это один из немногих советских лимузинов, попавших на Запад.

Бакшт говорит, что его автомобиль коснулся колесами земли США незадолго до распада Советского Союза в 1991 году. ЗИЛ Бакшта служил резервной машиной в кортеже президента Михаила Горбачева во время его саммита с Рейганом в 1987 году.

«Людей пугает вид ЗИЛа», — утверждает Бакшт, который эмигрировал из Москвы в 1989 году.

Длина мобильной глыбы составляет 6,3 м, дверцы оснащены легкой броней, вес машины достигает четырех тонн, однако ее двигатель – 315- сильная V-образная бензиновая восьмерка объемом в 7,7 л – позволяет без труда маневрировать в полуденном городском трафике.

По словам Бактшта, двойная система зажигания (основная и аварийная), мощные дисковые тормоза на передних и задних колеса, а также топливная система (бак на 120 л бензина, расход 22 л на 100 км – Ред.) были необходимыми для того рода эксплуатации, для которой машина исходно предназначалась.

Читать статью  Рейтинг машин с полным приводом

Центр управления ЗИЛ-41045. Через лобовое стекло виден Нью-Джерси, а не Москва

Я счел за благо воздержаться от расспросов о том, какие связи пришлось задействовать Бакшту, чтобы организовать вывоз автомобиля в США. Все что оставалось делать — это дивиться тому, как странно выглядит номерной знак в рамке от автодилера из Нью-Джерси на советском лимузине. А затем мы удалились в недра Starbucks, чтобы поболтать за чашкой кофе.

Этот ЗИЛ включен нынешней весной в программу шоу ретро-автомобилей «Конкурс элегантности» в Гринвиче, штат Коннектикут. В последние годы в этом авторитетном смотре – празднике скорости и стиля, как называют его организаторы, — участвовали несколько машин советской эпохи, что стало предметом гордости для Бакшта и целого сообщества коллекционеров из США, Европы и России, которые поддерживают контакты друг с другом через блоги и форумы.

С оленем и без

Дмитрий Швецов, который живет в нью-йоркском Бруклине, показал в Гринвиче две «Волги» ГАЗ-21. 45-летний инженер-автомобилист 25 лет назад уехал из Черноголовки, наукограда, расположенного в 45 км от Москвы. Он говорит, что вовсе не собирался покупать советскую машину, когда в 2010 году искал в интернете классический автомобиль. Он глазам своим не поверил, когда наткнулся на черную «Волгу» 1962 года, продававшуюся в южной Калифорнии, где, по удивительному совпадению, живет знаменитый владелец «Волг», он же актер, телеведущий, писатель и авторитетный коллекционер машин и мотоциклов Джей Лено.

Дмитрий Швецов привез этот отреставрированный ГАЗ-21

«Так началось мое увлечение русскими автомобилями в Америке», — говорит Шевцов. Когда в результате наводнения, вызванного ураганом Сэнди, в октябре 2012 года погибла его «Волга», он ввез из России полностью отреставрированную модель 1957 года (именно тогда началось производство этой машины).

ГАЗ-21, компактная фантазия на тему американских седанов начала 1950-х годов, с небольшими изменениями выпускалась до 1969 года. Как правило, эти машины резервировались за гражданами, занимавшими видное положение в системе советской бюрократии. Автомобиль оснащен 70-сильным 4-циллиндровым бензиновым двигателем объемом 2,4 л с 3-ступенчатой механической коробкой. Зеваки неизменно спрашивают Шевцова, каково это – управлять таким автомобилем.

Простота приборной панели

«Я им говорю: она едет, как 60-летняя русская машина», — замечает он со смешком.

(С 1957 по 1962 год капот «Волги» украшала хромированная фигурка оленя. – Ред.)

«Народный автомобиль»

В прошлом году 19-летний Роман Грудинин победил на конкурсе в Гринвиче в своем классе на советском народном автомобиле ВАЗ-«Лада». Молодой человек, живущий в 40 км вверх по реке в городке Нью Сити, штат Нью-Йорк, купил и отреставрировал свою «Ладу» 1982 года на Украине, когда ему было 17 лет.

Читать статью  Семиместный автомобиль: рейтинг лучших моделей с фото в 2022 году

Кое-кто из местных путает машину Романа с Fiat-124, на базе которого она и создавалась. Грудинин объясняет, что АвтоВАЗ внес сотни изменений в исходную конструкцию модели Fiat 1966 года, включая пересадку распределительного вала двигателя. На итальянской машине он находился снизу. В советском варианте распредвал «переехал» в головку блока цилиндров, что больше соответствовало брутальным погодным и дорожным условиям в Советском Союзе.

19-летний Роман Грудинин и победитель в классе на фестивале Concours d’ Elegance 2014 года в Гринвиче –

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Реклама подкастов

«Единственное, что у них осталось общим, — это кузов, — говорит Грудинин. – Никакие итальянские запчасти (к советской машине – Ред.) не подходят».

Название «Лада» использовалось для машин, поставлявшихся на экспорт. В России автомобиль назывался «Жигули» — в честь гряды невысоких гор на правом берегу Волги, которая протянулась неподалеку от завода. С 20 млн проданных экземпляров созданная на базе Fiat «Лада» заняла второе место в мире после Volkswagen -«жук» в рейтинге самых распространенных автомобилей. Более половины от этого количества было продано на экспорт.

Европейские и канадские покупатели, польстившиеся на невысокую цену машины, были разочарованы ее низким качеством. Покупатели на внутреннем рынке, напротив, всегда были готовы воспользоваться теми преимуществами, которые открывала простота конструкции машины — возможностью ремонтировать ее по принципу «сделай сам».

Восстановление

«Лада» Грудинина – это люксовый апгрейд модели ВАЗ-2103, отличительными чертами которого стали решетка с четырьмя фонарями и плюшевый салон. Цена в 8600 рублей была не по карману большинству советских граждан в те времена, когда средний месячный заработок составлял 100 рублей. Впрочем, первому владельцу, рассказывает Грудинин, машина досталась за рубль, который он заплатил за выигрышный билет государственной денежно-вещевой лотереи.

В кино и в музее

Грудинин наладил связи с целой сетью коллекционеров автомобилей «Лада» в России и Восточной Европе. В коллекции одного из его друзей, Норберта Мелега из городка Дунасег в Венгрии, 13 экземпляров. Его единственный автомобиль западного производства – купе BWM 850i.

«В детстве я мечтал о «Ладе» 2103, — вспоминает Мелег, которому сейчас 42 года. – В те времена многолетние ожидания машины, домашнего телефона или квартиры, а то и таких банальных вещей, как холодильник, были частью повседневной жизни в «раю для рабочего человека».

Товарищ, это – не Fiat-124! Фото из винтажного рекламного буклета об автомобиле

Мелег начал собирать свою коллекцию «Лад» четыре года назад. Многие машины он реставрировал сам. Вместе с друзьями он основал «Клуб классических «Жигулей» Венгрии», который насчитывает 65 тыс. зарегистрированных «Лад», обитающих в пределах границ этой бывшей коммунистической страны.

Читать статью  Обзор Changan CS75 — подробное видео о модели и ее особенностях

В Москве фотограф и телеоператор Алекс Адоратский коллекционирует «Лады» с малым пробегом и в оригинальной комплектации. В его коллекции таких машин пять, а еще есть две «Волги», включая модель 1969 года, которую он купил примерно за 200 долларов и отреставрировал в течение года.

«У моего отца была такая же, когда я был маленьким», — говорит он. Первой «Ладой» Адоратского была модель 1982 года выпуска оранжевого цвета. Он купил машину с пробегом всего 2200 км (по одометру) у отца одного из друзей.

1999 год. Адоратский и его

Он сдает свои машины в аренду для киносъемок. Эта «Лада» фигурирует в фильме 2005 года «Архангел» с Дэниелом Крэйгом в главной роли (Крейг играет английского историка, который приехал на научную конференцию в Москву и в силу обстоятельств занялся расследованием загадки смерти Иосифа Сталина – Ред.).

За рамками конкурсов мало кто из американцев собственными глазами видел «Ладу» либо любой другой советский или российский автомобиль, и Саймон Росс питает надежду изменить такое положение дел. Он покинул Советский Союз вскоре после его распада и поселился в пасторальном городке Саммамиш, штат Вашингтон, в 32 км к востоку от Сиэттла. Вдохновленный примером Автомобильного музея Америки Хэролда и Нэнси ЛеМэй (LeMay America’s Сar Museum) в соседней Такоме, Росс рассчитывает создать музей советских транспортных средств.

Он уже дал своему начинанию неплохой старт – его коллекция насчитывает 20 экземпляров, включая две военные машины, а на подходе еще десять. Он начал ввозить машины с Украины, из стран Балтии и Болгарии четыре года назад. Зафиксированный приборами пробег отдельных экземпляров не превышает 2000 км.

Старая брошенная

«[Бывшие владельцы] пересели на иностранные машины раньше, чем [их собратья – Ред.] в России, поэтому их автомобили оставались в гаражах», — говорит Росс, владелец компании по переработке морепродуктов.

В дополнение к нескольким «Ладам» в коллекции представлены две «Волги» ГАЗ-21, более поздний универсал «Волга» ГАЗ-24, «Москвич» и ЗИМ 1951 года, большой седан в стиле Cadillac 1940-х годов. Как рассказывает Росс, первым владельцем ЗИМа был советский посол в Китае.

К числу его любимцев принадлежит ЗАЗ («Запорожец» — Ред.) — крошечная машинка с расположенным сзади 4-циллиндровым V-образным двигателем с воздушным охлаждением. У Росса есть снимок, на котором он, тогда 6-летний мальчик, запечатлен за рулем практически идентичной модели, принадлежавшей его отцу.

1974 и 2014 гг: отец и сын за рулем

Недавно Росс сделал реплику этой фотографии и точно так же снял собственного 6-летнего сына.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Autos.

https://www.bbc.com/russian/society/2015/05/150519_vert_aut_soviet_cars_earn_another_look

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх