Последняя запись

Аренда автомобилей в России показывает стремительный рост Минпромторг поддержит разработку унифицированной платформы для российских автомобилей

Разболтовка колесных дисков

Межсезонье — «любимая» и важная пора для автомобилистов. Для одних переобувка это рутинная процедура. Но для тех, кто решил обновить покрышки или диски, вопрос становится куда острее. Если речь всё же зашла о замене дисков, то нужно учитывать важный фактор — потребуется разболтовка колёсных дисков. И если замена изношенной летней или зимней резины с шипами на новый комплект решается походом в магазин, то переход на другой размер дисков большего или меньшего диаметра вызывает ступор.

Часто покупатель думает, что если разница параметров новой детали хоть немного отличаются от оригинала, то выбор «прокатит». Но это большая ошибка, которая может стоить безопасности на дороге.

В нашей статье мы разберёмся, почему так важно учитывать основные маркировки покрышек и дисков для авто и как быть, если маркировки нет. Расскажем, как всё грамотно измерить, и обозначим, чем же чревата неправильная разболтовка и что такое вылет.

Смена резины и дисков

При смене сезона есть два варианта: запастись комплектом зимней и летней резины с одним набором дисков, и в сезон просто перебортовывать шины. Второй: купить два набора резины, с шипами и без, уже с дисками и при шиномонтаже полностью менять колёса.

Есть и третий вариант – иметь всесезонный комплект, который объединяет свойства летних и зимних шин. Но он подходит не для всех регионов из-за погодных условий: их не рекомендуют использовать в северных широтах по причине не столько из-за отсутствия шипов, сколько из-за резиновой смеси, которая не подходит для холодного климата. Зато со всесезонной резиной не нужно наведываться регулярно в автомастерскую.

Разболтовка колесных дисков

рис. 1 Маркировка резины

На рисунке 1 на шине расположена следующая информация: 195/65 R15 91Т.

Цифра 195 — ширина шины в мм, это понятно. Часто путаница возникает именно со второй. Её указывают как высоту профиля, но видите, в скобочках стоит знак «%« — в этом и кроется разгадка. Показатель говорит о процентном соотношении высоты профиля к ширине резины. У нас получается 65% от ширины 195. Значит высота 126,75 мм. Далее маркировка R15, где R определяет, что покрышка радиальная. У такого товара нити корда идут перпендикулярно направлению движения и не требуют дополнительного укрепления. Вы также можете встретить букву D, что означает диагональная. Такие встречаются гораздо реже. Цифра 15 — это монтажный диаметр в дюймах, а чтобы получить радиус делим на два и получаем цифру — 7,5 дюймов.

Завершает ряд обозначение «91Т». 91 — индекс максимальной нагрузки, где Т- скорость, которую нельзя превышать. Из этого следует, не рекомендовано ехать больше 190 км/ч, а допустимая нагрузка на одно колесо 615 кг (данные берутся из сводной таблицы, которая есть в общем доступе в интернете).

Теперь зная параметры старых шин, выбираем новые диски.

Ещё раз напоминаем: размер изделия должен соответствовать величинам родного. При покупке детали важно обращать внимание на геометрические параметры.

Они подбираются к определённому автомобилю и делятся на те, что можно изменить, например, радиус обода, и те, что неизменны. Это количество крепёжных деталей и дистанция между ними.

Разболтовка колесных дисков

рис. 2 Маркировка диска

В — ширина диска
D — диаметр диска
ET — вылет диска
С — диаметр привалочной плоскости
DIA — диаметр центрального отверстия
PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий

Один из главных показателей — это разболтовка. Он обозначается аббревиатурой PCD (Pitch Circle Diameter). Рядом с ним обычно находятся два числа. Первый указывает на количество болтов, которыми прикручивают колёса, второй — на диаметр окружности, на котором находятся отверстия для болтов. Этот параметр закладывается на заводе-изготовителе.

Читать статью  Как и чем покрасить диски автомобиля своими руками

Исходя из приведённого примера выше, ширину диска смотрят исходя из данных о ширине колеса. Для покрышки 195/65 R15 подходящим станет диск шириной 6 дюймов. Но для покупки нам также важно знать PCD и другие показатели.

Но что делать, если этих данных, как у нас, нет, а диагностика нужна? Технический паспорт затерялся, а маркировка затёрлась. Сделаем замеры сами.

Как измерить разболтовку самостоятельно

Есть автомобилисты, которые полагают, что разболтовку можно определить на глаз. Но поверьте — это сделать нереально, даже имея зоркий взор, как у орла.

На помощь придёт старый добрый штангенциркуль или обычная линейка. Для начала определяем количество болтов. Затем приступаем к диагностике.

  • Измерьте расстояние между краями ближайших отверстий.
  • Измерьте диаметр самого крепёжного отверстия.

Сложите полученные два числа — это будет A.

Величину разболтовки высчитываем по формуле в зависимости от количества болтов у вашего авто:

B=Ax1,155 — при наличии трёх болтов
B=Ax1,414 — при наличии четырёх болтов
B=Ax1,701 — при наличии пяти болтов
B=Ax2 — при наличии шести болтов

После расчёта полученное дробное число округлите в пользу большего. Это и будет искомое PCD.

Соблюдайте максимальную точность при замерах. Рассмотрим, к примеру, параметры 112 и 114 мм. Колесо со значением 112 мм может не соответствовать диаметру разболтовки 114 мм. Если диск будет затянут криво, о безопасности при эксплуатации авто можно забыть.

Нередко в таких ситуациях автолюбители используют болты эксцентрики. Гайки имеют отличительное свойство — у них подвижный конус и смещённый центр тяжести. Это позволяет закрепить любой вид колёсного диска, и не брать в расчёт размер оригинального крепления.

Опустили цены ниже нижнего Получите дополнительную скидку 3% по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу

Sailun Atrezzo Elite

3 200Р Выгода 1157Р

Sailun Atrezzo Eco

Sailun Atrezzo Eco

2 790Р Выгода 830Р

Arivo Premio Arzero

Arivo Premio Arzero

2 590Р Выгода 760Р

Но на самом деле это может стать ловушкой. Во-первых, это не всегда панацея, а во-вторых, от этого может быть только хуже. К такому способу с эксцентриками лучше прибегать на время, а потом решить вопрос — заменить на соответствующий диск.

Величина вылета

Грамотный автовладелец должен разбираться во всех величинах связанных с колёсами и шиномонтажом, чтобы обеспечить качественную и безопасную езду. Благодаря тщательно подобранным параметрам, водитель будет уверенно и комфортно чувствовать себя на дороге.

Если диск c ненадлежащим штатным вылетом и погрешность незначительная, то в тогда изделие ставят на ступицу. Вытекает логичный вопрос: насколько проблематично использовать диски с несовместимым штатным вылетом?

Начнём с определения.
Величина вылета — это расстояние между вертикальной плоскостью симметрии колеса и плоскостью приложения диска к ступице.

Проще говоря это середина колеса. На рисунке 2 вылет обозначается аббревиатурой ET (Et и Deport) и измеряется в миллиметрах. К примеру: отмечен показатель ЕТ29. Значит, диск обладает положительным вылетом в 29 мл.

Этот значение тоже обязательно и указывается на всех типах изделия. У производителей встречается ещё несколько вариантов обозначений: DEPORT и OFFSET.

Чтобы вычислить вылет, нужно снова прибегнуть к математике и произвести расчёты по формуле:

ET=A-B/2
А — расстояние между внутренней плоскостью диска и плоскостью приложения диска к ступице
B — ширина диска

Напоминаем, как и с PCD, важна точность. Каждый миллиметр на счету!

Произведя вычисления по уравнению и получив результат, увидим, что вылет диска подразделяется на три вида:

Разболтовка колесных дисков

  • положительный — ось колёсного диска расположена вертикально и отдалена на некоторое расстояние от места контакта со ступицей;
  • нулевой — ось диска и его центральная плоскость одинаковы;
  • отрицательный — поверхность крепления диска выносится к ступице за область оси, которая находится вертикально (в обозначение ET будет стоять значок «-»).
Читать статью  Высокоскоростная шина CAN: что это

Чем больше вылет по сравнению с допустимым, тем значительнее колёса выходят наружу. Колея увеличится. Да, управлять будет проще автомобилем, но в дальнейшем это негативно скажется на подвеске и подшипниках. Также колесо может начать задевать края арки — первая яма и привет деформация. Если, наоборот, уменьшить, диск сядет глубже, соответственно, колея уменьшится. Изделие наткнётся на детали тормозной системы, подвески. Размер шины, диска, вылета у конкретной модели машины будет строго один. Любое отклонение не допустимо, т. к. он должен соответствовать параметрам товаропроизводителя.

Из-за несоблюдения штатного вылета меняется работа подвески, что приводит к неправильной эксплуатации, износу деталей и аварийным ситуациям. Если у вас старая модель машины и невозможно отыскать оригиналы, то попробуйте восполнить расхождение при помощи проставок. Или выберите диски минимальным отклонением от требований производителя: не больше 10 мм. Но даже так старайтесь сократить разницу до минимума.

Будьте внимательны в магазинах и покупая товар с рук. Продавец может подобрать комплект с нужным количеством отверстий и расстояние между ними, но вылет будет отличаться от заводского. Даже если примерите колесо, оно может не цеплять подвеску, и с виду всё будет казаться отлично. Но при шиномонтаже уже вскроется вся проблема.
Параметр вылета колёсного диска закладывается ещё при конструировании. От этого зависит в дальнейшем скорость, нагрузка, тормозной путь и другие данные автомобиля. Поэтому так важно обращаться к инструкции по эксплуатации, а не слепо верить менеджеру автолавки, который пытается спихнуть товар.

Впоследствии из-за ошибочной покупки дилерский центр спокойно может развернуть при обращении с ремонтом, так как стоят неродные диски. Если авто новое и находится на гарантии, не допускаются никакие расхождения в параметрах при покупке аксессуаров/запчастей: оно тогда сразу слетит с гарантии.

Тип крепления дисков

При покупке дисков для автомобиля обратите внимание на крепления — болты. Они делятся на два типа:

  • конусные;
  • цилиндрические.

Если вы использовали до этого конусные гайки, а купили новые диски и там нужны цилиндрические, то важно обновить комплект креплений. Внимательно ознакомьтесь с размером резьбы.

Разболтовка колесных дисков у автомобилей ВАЗ

Размер для автомобилей ВАЗ обозначается всегда стандартно — PCD 4×98. Здесь любителям тюнинга придётся усмирить свои желания. Уникальный диск на такую машину не установить.

Ближайший сосед стоит с показателем 4×100. Такой размер разболтовки можно найти у большого количества дисков от иномарок. И вроде хочется рискнуть, но советуем притормозить. Даже маленькое отклонение грозит серьёзными последствиями при дальнейшей диагностике. Но автолюбители всегда пытаются найти лазейку. Для манёвра с дисками они берут болты большей длины. Есть экстремалы, которые один из винтов просто не закручивают. Уровень риска мгновенно возрастает.

Как мы писали ранее, есть водители, которые используют эксцентрики и устанавливают диски 4×100 на ВАЗ при параметрах 4х98. Такие гайки легко найти в любом магазине автозапчастей.

Таблица с вариантами размещений крепёжных отверстий у известных моделей автомобилей

Для удобства мы предоставляем таблицу по совместимости разболтовки колёсных дисков у популярных моделей авто.

Показатель PCD Марки автомобилей
4×98 Модельный ряд LADA (Granta, Priora, Kalina)
Alfa Romeo
Lancia
4×100 Daewoo Nexia
Hyundai Solaris
Kia Spectra
LADA Vesta
Lanos
Renault Logan
Daewoo Matiz
4×108 Citroen Berlingo
Peugeot 206, 307
Ford Focus
Volvo 850
Mazda 2
4×114,3 Honda Civic, Accord
Hyundai Sonata
Mitsubishi Carisma, Colt
Nissan Primera, Skyline
Chevrolet Lacetti
5×100 Audi А3
Skoda Octavia Tour
Chrysler Dodge
Subaru Forester, Impreza, Outback
Chevrolet Beretta
Volkswagen New Beetle
5×108 ГАЗ-3110 «Волга»
Jaguar
Ferrari
Ford Mondeo, Focus
Jaguar
Renault Laguna
Peugeot 605XM
Volvo 740, 760, 780
Lincoln
Citroen XM
5×110 Opel Calibra, Vectra, Zafira
Saab 900
5×112 Mercedes 600 SL, SLK, Vito
Volkswagen T1, T4
Audi 100
Ford Galaxy, Scorpio
5×114,3 Honda Odysee, Integra, Legend
Mazda3
Ford Probe
Jeep Cherokee
Kia Optima
Land Rover Freelander
Lexus
Subaru SVX
Линейки американских моделей
5×115 Buick Century
Chevrolet Celebrity
Pontiac Trans Sport
5×120 BMW
Jaguar
Chevrolet Camaro
Range Rover
Rolls Royce
5×130 Porsche
5×139,7 Ford Maverick
Kia Sportage
Lada (Niva) 4×4
УАЗ
6×114,3 Dodge
Honda Jazz
Nissan Pathfinder
Suzuki Equator
Читать статью  Все о давлении в шинах: полный гайд

Итог

Разболтовка колёсных дисков важный параметр в устройстве автомобиля. Но при покупке шин и дисков не стоит пренебрегать и другими параметрами. Меняете резину с летней на зимнюю, оставляете всесезонную, но подбираете новые или просто хотите обновить детали на более современные, сначала разберитесь в параметрах.

Из-за нехватки знаний и количества мошенников вы можете приобрести реплику, которая внешне будет сильно походить на оригинал, но не соответствовать всем характеристикам из техпаспорта. И перед покупкой продумайте «за» и «против», посчитайте, готов ли ваш бюджет к переменам.
И главное — помните, важнее любого модного тюнинга безопасность на дороге.

Только при комплексной диагностике и соблюдении технических требований вы защитите себя и свой автомобиль от поломок и аварийных ситуаций.


Часто задаваемые вопросы
Какие инструменты мне нужны для измерения разболтовки колесных дисков?

Инструменты, необходимые для измерения разболтовки колесных дисков, включают специальный измерительный инструмент, называемый индикатором разболтовки, а также динамометрический ключ и штангенциркуль.

Как я могу самостоятельно проверить разболтовку колесных дисков на своем автомобиле?

Для проверки разболтовки колесных дисков на своем автомобиле необходимо установить индикатор разболтовки на диски и снять показания. Необходимо проверить, насколько отклоняются показания индикатора разболтовки от допустимого диапазона, который указан в таблице соответствия.

Какие последствия могут быть, если разболтовка колесных дисков на моем автомобиле неправильная?

Если разболтовка колесных дисков на автомобиле неправильная, то это может привести к серьезным последствиям, таким как потеря контроля над автомобилем, повреждение колес и подвески, а также авария на дороге.

Какие марки автомобилей имеют одинаковую таблицу соответствия для разболтовки колесных дисков?

Некоторые марки автомобилей имеют одинаковую таблицу соответствия для разболтовки колесных дисков, однако это может отличаться в зависимости от модели и года выпуска автомобиля.

Где я могу найти таблицу соответствия для разболтовки колесных дисков на моем автомобиле?

Таблицу соответствия для разболтовки колесных дисков на своем автомобиле можно найти в руководстве пользователя или обратиться к производителю автомобиля или автомастерской.

Как часто мне нужно проверять разболтовку колесных дисков на моем автомобиле?

Рекомендуется проверять разболтовку колесных дисков на автомобиле каждые 10 000 км пробега или при замене колес.

Я могу самостоятельно разобраться в разболтовке колесных дисков на моем автомобиле или мне нужно обращаться к специалистам?

Если вы не уверены в своих навыках, лучше обратиться к специалистам для проверки разболтовки колесных дисков.

Какие особенности разболтовки колесных дисков у различных типов автомобилей?

Особенности разболтовки колесных дисков могут различаться у различных типов автомобилей, включая грузовые автомобили, спортивные автомобили и т.д.

Как я могу узнать, что разболтовка колесных дисков на моем автомобиле не соответствует стандартам?

Если показания индикатора разболтовки выходят за допустимые пределы, то это может означать, что разболтовка колесных дисков на вашем автомобиле не соответствует стандартам.

Что мне делать, если я обнаружил, что разболтовка колесных дисков на моем автомобиле неправильная?

Если вы обнаружили, что разболтовка колесных дисков на вашем автомобиле не соответствует стандартам, то необходимо принять меры для ее корректировки, иначе это может привести к серьезным последствиям. Вы можете обратиться в автосервис или воспользоваться специальным инструментом для корректировки разболтовки колесных дисков.

https://4kolesa.online/blog/diski/razboltovka-kolesnyh-diskov/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *