Куда можно применить шины от колес машин
Каждый сознательный владелец автомобиля после покупки нового комплекта покрышек задается вопросом: “Как экологично и не нарушая закон избавиться от старых колес?” Рассмотрим варианты решения этой задачи, и то, какой вред или же пользу могут принести изношенные покрышки.
1. Почему шины нельзя выбросить или украсить ими клумбу?
Автомобильные колеса являются опасными отходами 4-го класса и требуют специального способа утилизации или переработки. При непосредственном контакте с почвой, водой и при нагревании от солнечных лучей – авторезина выделяет ряд токсичных веществ, способных привести к серьезным заболеваниям человеческого организма.
(ℹ) Шина в естественных условиях разлагается от 100 лет и больше – на протяжении всего этого времени она загрязняет окружающую среду.
Несмотря на это, часто можно увидеть, как отработанные скаты оставляют около мусорных баков или на обочинах. Или же используют в обустройстве дворов и зон отдыха.
Касаемо последнего – существует миф, что покраска использованной авторезины предотвратит негативное воздействие. Однако, это не так, ведь через какое-то время слой краски потрескается и отпадет, что нанесет еще больше вреда экологии.
Опасно для здоровья и незаконно использовать авторезину для обустройства:
- Детских площадок;
- Арт-объектов и украшений (например, фигуры “лебедей” и т.п.);
- Декора клумб и мини-огородов;
- Ограждения зеленых зон;
- Антипарковочных преград и т.д.
Несмотря на благие намерения создателей таких сомнительных “украшений”, позиция экологов однозначна: «Отработанные покрышки – это отходы, которые представляют угрозу для здоровья человека и окружающей среды, требующие правильной утилизации. В противном случае законодательством предусмотрен штраф».
Поэтому сейчас во многих населенных пунктах осуществляется разборка всяческих конструкций из б/у шин с последующим вывозом в специальные центры по их переработке и утилизации.
2. Штрафы в Украине за выброс или сжигание шин
⚠️ Важно! Не вредите экологии и не нарушайте закон – авторезину необходимо сдавать на утилизацию или переработку копаниям с соответствующей лицензией.
Рассмотрим подробнее, какие меры принимаются в борьбе с нарушителями экологических и административных норм.
2.1 Какой штраф в Украине за выброс шин?
Украинским законодательством запрещен выброс опасных отходов и засорение ими какой-либо территории (свалка для них не подходит). В том числе это касается и использованных автошин, которые относятся к IV категории опасности.
Согласно кодексу Украины об административных правонарушениях, а именно его статьи №82 – «Нарушение требований по обращению с отходами” – предусматривается штраф:
- Для граждан – от 20 до 80 необлагаемых минимум доходов граждан (НМДГ), что равняется от 340 до 1360 грн.
- Для должностных лиц и предпринимателей – от 50 до 100 НМДГ, т.е. от 850 до 1750 грн.
(Полный текст статьи доступен на официальном вебпортале Верховной Рады Украины по ссылке)
(ℹ) Необлагаемый минимум доходов граждан (НМДГ) для расчета размеров штрафов и взысканий на 2022 год равен 17 гривен, согласно данным на сайте Верховной Рады.
2.2 Какой штраф в Украине за сжигание шин?
Особенно вредным для окружающей среды является сжигание автопокрышек, ведь помимо токсичных веществ выделяются еще и продукты горения.
Закон № 556-IX, принятый 13 апреля 2020 года, для сохранения окружающей среды, предусматривает увеличение штрафов за загрязнение воздуха и нанесение вреда растительному миру.
Согласно изменениям в статьях 241 и 245 Уголовного кодекса Украины за загрязнение воздуха вредными веществами штраф составит 1800-3600 НМДГ (30600-61200 грн).
(Полный перечень изменений, предусмотренный этим законом, доступен на официальном сайте президента Украины, а с текстом самого закона можно ознакомиться на сайте Верховной Рады Украины)
3. Способы правильно расстаться с отработанными покрышками
Есть несколько вариантов, куда можно деть старый комплект резины, имеющий пробег, когда ему на смену приходит новый набор колес.
В какой-то степени выгодным и удобным вариантом является перепродажа более ненужных б/у шин другому водителю. Возможно, кому-то потребуется ваш комплект авторезины, как временное решение, если он пригоден для дальнейшей эксплуатации.
Основным вариантом является утилизация и подготовка ко вторичному использованию на специальном производстве. Таким образом авторезина обретет вторую жизнь в другом изделии, что позволит сберечь экологию.
(ℹ) Многие страны добились значительных успехов в переработке использованных автопокрышек: Япония — 87%, Германия — 50%, США — 30%.
Рассмотрим подробнее упомянутые способы избавиться от ненужных автоколес.
3.1 Продажа использованных покрышек – что учесть?
Многие автомобилисты задумываются о продаже бывшей в эксплуатации (б/у) резины, когда приобретают новый комплект. В зависимости от состояния, можно выручить до половины от изначальной стоимости, а вопрос утилизации автоматически берет на себя покупатель.
Однако стоит ответственно отнестись к продаже, публиковать объявление следует после того, как вы убедитесь в надлежащем состоянии колес и в том, что их дальнейшая эксплуатация будет безопасной.
⚠️ Важно! Автомобильная покрышка должна соответствовать как минимум таким критериям:
- Остаточная глубина протектора – должна быть более 1.6 мм, в противном случае эксплуатация запрещается ПДД Украины (раздел «Техническое состояние транспортных средств и их оснащение»);
- Трещины на шине должны отсутствовать, т.к. передвижение на таких скатах опасно, даже если это малозаметная «паутина»;
- Срок годности шин в непосредственной эксплуатации не более 5 лет, а от даты производства не более 10 лет.
3.2 Куда сдать старую резину или как проводится утилизация и вторичное использование шин?
В Украине переработкой авторезины в основном занимаются частные предприятия. У каждого из них правила приема могут отличаться: у одних можно сдать шины за деньги при большом количестве, у других – необходимо заплатить за транспортировку, а у третьих такая услуга может быть бесплатной.
В крупных городах появляется все больше пунктов приема, куда можно привезти отработанные колеса на утилизацию и переработку, подарив им таким образом вторую жизнь, например:
- «Центр управления отходами» – принимает от 1-го колеса и работает с физическими и юридическими лицами. Сдать можно самостоятельно, в пункте приема в Киеве или же заказать вывоз в пригороде.
- «УкрЭкоПром» – занимается переработкой авторезины и других отходов предприятий Одессы. Работает с компаниями на всей территории Украины.
В небольшом городе найти пункты приема вторсырья, работающие с резинотехническими изделиями немного сложнее, однако они должны быть. Помимо очевидного – поиска информации в интернете, можно обратиться в шиномонтажный сервис или СТО. Большинство из них сотрудничают с перерабатывающими производствами, имеют соответствующий договор и смогут принять от вас старое колесо.
(ℹ) В Украине ориентировочно накапливается по 150 тысяч тон использованных колес ежегодно, а на переработку отправляется только порядка 8%.
4. Как происходит утилизация шин и какая от нее польза?
Поскольку покрышки, помимо самой резины, содержат в себе сталь, текстиль, масла и другие химические вещества, процесс их переработки не является простым. Как правило, прибегают к методу грануляции, чтобы отделить полезные компоненты для дальнейшего повторного использования.
(ℹ) Для изготовления одного автоколеса необходимо около 35 литров нефти, а при переработке 1 тонны шин можно получить до 700 кг резины для её дальнейшего использования.
Рассмотрим, как добывают необходимые материалы и где их применяют.
4.1 Как перерабатывают шины?
Существуют такие способы переработать авторезину, в зависимости от ее состояния:
1. Восстановление протектора – если структурная целостность каркаса не нарушена, на колеса наваривается новый слой протектора из переработанной ранее резины.
(ℹ) В Великобритании практические каждое второе использованное автобусное или грузовое колесо было превращено в «новое» путем наваривания протектора.
2. Рекуперация энергии – благодаря пиролизу, т.е. нагреву в бескислородной атмосфере, из авторезины добывают ряд полезных материалов:
- Синтетическую нефть;
- Углеродный остаток (применяется в качестве твердого топлива, утеплителя, сорбента и пигмента для красок);
- Газ, который может использоваться для выработки энергии и тепла.
При соблюдении технологии процесс пиролиза не наносит большого вреда атмосфере.
3. Переработка – после того, как все другие материалы, такие как сталь, будут удалены, резина из покрышек может быть измельчена. Резиновая крошка имеет обширную область применения.
(ℹ) Один из лидеров шинной индустрии Michelin к 2048 году планирует использовать 80% экологичных материалов и перерабатывать 100% колес собственного производства.
4.2 Что производят из переработанной резины?
После дробления и переработки резине можно найти применение во многих областях, в частности гранулированный каучук используют в производстве:
- Покрытия, предотвращающего травмы на детских и спортивных площадках;
- Подложки под ковролин и кровельных материалов;
- Прорезиненного дорожного покрытия и тротуарной плитки;
- Битума, что сокращает расходы на строительство дорог;
- Дорожных ограничителей скорости (лежачие полицейские);
- Беговых и велодорожек;
- Брызговиков для автомобилей, ковриков и подошв для обуви и т.д.
(ℹ) Прорезиненный асфальт использовался на одной из самых загруженных дорог Шотландии – между городами Перт и Данди. Было обнаружено, что поверхность не только обеспечивает надежное сцепление с дорогой, но и тише обычного покрытия.
(ℹ) В Финляндии утилизируются практически все бывшие в употреблении автопокрышки. После переработки из них налажено производство шумопоглощающих экранов вдоль дорог, а также – изоляционных материалов для строительства. Из-за растущей цены на гравий, который применяется в консервировании свалок, отработанные покрышки перерабатывают в материал, заменяющий его. В связи с этим возникает повышенный спрос на б/у авторезину, который страна планирует удовлетворить импортом из Германии.
5. Преимущества переработки Б/У шин
Вторичное использование резинотехнических изделий во многом несет пользу экологии:
- Уменьшает необходимый объем производства резинового материала как такового;
- Снижает расход энергии на изготовление новой продукции, что способствует меньшей выработке парниковых газов;
- В конечном счете значительно снижается загрязнение окружающей среды.
Вторичное использование мусора – один из вариантов решения проблемы загрязнения окружающей среды, а также верный способ избавиться от использованных покрышек. В Украине еще не принят закон, обязывающий производителей перерабатывать использованную продукцию.
Для улучшения экологической ситуации каждый должен осознанно относиться к отходам и способу избавления от них. Сдавайте использованные автошины в специальные пункты приема и берегите природу!
- Предыдущая статья: 26.08 2022 Балансировка колес: когда и зачем нужно делать?
- Следующая статья: 14.07 2022 Давление в шинах – какое правильное?
https://ascania-shina.com/articles/kuda-sdat-starye-shiny-na-pererabotku