Регулировка клапанов: когда необходима, правила настройки и порядок действий
Двигатель теряет мощность и потребляет больше топлива. Причины кроются в нескольких неисправностях, в том числе в неотрегулированных клапанах. Рассказываем, как продлить срок службы мотора через регулировку клапанов.
В статье рассказывается:
- Порядок регулировки клапанов
- Как регулировать клапана
- Какие должны быть зазоры на клапанах
- Что будет, если не регулировать клапана
Порядок регулировки клапанов
Для начала разберемся, что такое регулировка клапанов. Это настройка тепловых зазоров между шляпками клапанов газораспределительного механизма (ГРМ) и кулачками распредвала. Со временем расстояние между деталями становится больше, из-за чего мотор теряет мощность, работает будто с большим усилием и сильным стуком или цокотом.
Клапаны необходимы для впрыскивания топливно-воздушной смеси в рабочую область цилиндра и вывода продуктов сгорания, отработанных газов из цилиндра в выхлопную систему. За их работу, если говорить упрощенно, отвечает распределительный вал, который, вращаясь вместе с коленвалом, вращает специальные кулачки, которые открывают и закрывают клапаны без промедлений или заеданий.
При этом каждый двигатель внутреннего сгорания сконструирован так, чтобы эти детали могли корректно работать при нагревании. Этому способствует тепловой зазор между элементами клапанного механизма и распредвалом. Со временем стенки деталей изнашиваются, поэтому мотору требуется регулировка клапанов.
Стоит задуматься о проверке двигателя и регулировке, если есть:
- металлический цокот, стук, дребезг даже после прогрева мотора;
- слабый разгон;
- снижение мощности;
- нехарактерный большой расход топлива;
- сильная вибрация на холостом ходу;
- двигатель запускается хуже;
- рев и гул при работе мотора на больших оборотах;
- толчки, рывки при движении;
- слабый или медленный отклик двигателя на нажатие педали газа.
Каждый из недочетов может указывать на другие проблемы с машиной: снижение компрессии цилиндров, сокращение ресурса свечей зажигания, выход из строя инверторных форсунок, сбой в системе питания или трансмиссии. Если заметили подобные признаки, обратитесь в специализированный сервис для диагностики.
Важно не откладывать визит, так как со временем любая проблема приведет к большим затратам. Например, использование машины с двигателем, в котором «цокают» клапаны, обернется капитальным ремонтом в среднем за 50–150 тысяч рублей в зависимости от износа.
Постарайтесь своевременно проверять мотор и регулировать тепловые зазоры по графику из инструкции по эксплуатации: для современных машин срок наступает каждые 80–100 тысяч километров пробега. Идеально проводить эту операцию вместе с заменой ремня ГРМ и свечей зажигания.
Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов зависит от конструкции ДВС, поэтому мы опишем только общие шаги для рядного двигателя.
- Подготовить набор специальных щупов, пинцет, шприц, гаечные ключи другие инструменты.
- Определить на диагностике, в каком порядке работают цилиндры, например: 1-2-4-3 или 1-3-4-2 и т. п.
- Снять клапанные крышки, если у блока цилиндров несколько головок. Либо только одну крышку.
- Поднять поршни каждого цилиндра в верхнюю мертвую точку, начиная с первого, с учетом очередности именно для этого ДВС.
- Поднять поршень выбранного цилиндра в верхнюю мертвую точку по меткам на шкивах коленчатого и распределительного валов.
- Определить толщину установленных цилиндров и шайб, исходя из разницы между их номиналом и зазором по регламенту.
Каждый шаг зависит от технических особенностей двигателя, которые хорошо знают автомастера. Специалисты учитывают уровень износа деталей и выбирают, каким именно способом установить нужные зазоры. Это может быть перестановка шайб между клапанами, регулировка с помощью толкателей разной толщины после демонтажа распределительного вала, шлифовка внутренней части стаканчика или клапанной ножки.
Стоимость зависит от сложности и объема работ. В Москве цена стартует от 2500 рублей, в Санкт-Петербурге — от 1500 рублей, в Казани — от 2000 рублей. Вы можете выбрать сервис среди партнеров Халвы, чтобы оплатить услугу выгодно и в рассрочку.
Как регулировать клапана
Сразу оговоримся, что в некоторых новых автомобилях с гидрокомпенсаторными двигателями есть встроенная функция регулировки клапанов. Заводской тепловой зазор поддерживается автоматически за счет давления моторного масла.
Для других машин актуальны два способа. Первый — с помощью винтов на толкателях. Достаточно их подкрутить, чтобы уменьшить или увеличить зазоры. При этом в работе надо использовать специальный щуп. Он продается в автомагазинах и в среднем стоит 650 рублей.
Второй — с использованием тонких металлических шайб, которые ставятся под толкатели. Цена одной шайбы в магазине-партнере Халвы начинается от 500 рублей. Пер
ед регулировкой важно обязательно узнать заводские пределы зазоров. Например, для впускных клапанов — от 0,15 до 0,25 мм, а для выпускных, которые нагреваются сильнее, — от 0,2 до 0,4 мм. Тем, кто будет использовать винты, можно отталкиваться от этой условной инструкции:
- Остудите ДВС.
- Проверьте натяжение ремня ГРМ.
- Измерьте зазоры щупом из специального набора для регулировки.
- Способ регулировки выбирайте в зависимости от конструкции газораспределительного механизма.
- Снимите все навесные элементы, чтобы подступиться к мотору и демонтировать клапанную крышку. Приготовьтесь при работе с каждым щупом прокручивать коленвал на 180 градусов.
- Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку по меткам на деталях.
- Проверьте зазоры клапанов цилиндров по инструкции к машине.
- Ослабьте фиксирующую гайку.
- Вставьте подходящий щуп в зазор и закрутите регулировочный винт до конца и установите гайку на место.
- Извлеките щуп и закрутите гайку.
- Проверьте зазор щупами разной толщины.
- Повторите действия с остальными клапанами и цилиндрами.
С шайбами процесс происходит немного иначе. Для работы вам потребуется набор из шайб разного размера, микрометр для измерения их толщины и инструмент для отжима клапанов.
- Выполняйте шаги из предыдущей инструкции до четвертого пункта.
- Далее подберите шайбы по необходимой толщине, чтобы откорректировать высоту каждого толкателя.
- Для этого по часовой стрелке поверните коленвал, чтобы кулачок смотрел вверх. Измерьте зазор щупом.
- Извлеките старую шайбу и рассчитайте ее толщину.
- Установите новую и до трех раз проверните по часовой стрелке коленвал. Повторите действия с каждым цилиндром.
- После окончания затяните гайки и проверьте щупами, как в прошлой инструкции.
Какие должны быть зазоры на клапанах
В большинстве двигателей зазоры варьируются от 0,1 до 0,4 мм. Точные данные можно узнать в заводских предписаниях или в инструкции по эксплуатации.
Регулировка клапанов — трудоемкая операция из-за конструкций ДВС, и многое зависит от сложности доступа к нужным деталям. На некоторых машинах не подобраться к крепежу клапанной крышки без демонтажа патрубков системы охлаждения, проводов и навесного оборудования. Сделать это без посторонней помощи своими руками нелегко: нужны знания, опыт в таких работах и специальные инструменты, которые найдутся в гараже не у каждого автолюбителя.
В авто с оппозитными или V-образными моторами все усложняется необходимостью частично или полностью вытащить ДВС или снять головку блоков цилиндров (ГБЦ). К тому же всегда после регулировки надо менять свечи зажигания, ремень ГРМ, ролики, водяной насос, прокладки клапанных крышек.
Сэкономить время, деньги и силы и распределить бюджет вам помогут профессионалы, поэтому мы советуем обратиться в сервис и воспользоваться Халвой.
Что будет, если не регулировать клапана
Регулировать клапаны очень важно: от них зависит производительность двигателя. Отклонения зазоров неизбежно приведут к преждевременному износу и поломке. А в этом случае останется два варианта: капитальный ремонт или замена на контрактный двигатель с минимальной гарантией от мастеров. Поэтому советуем следить за поведением авто и проводить регулировку тепловых зазоров клапанов вовремя.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы
Распределите финансовую нагрузку с картой «Халва»
Персональные тренировки — удовольствие не из дешёвых. Покупайте абонемент у наших партнёров и получайте беспроцентную рассрочку на несколько месяцев
https://media.halvacard.ru/auto/regulirovka-klapanov-kogda-neobkhodima-pravila-nastroiki-i-poryadok-deistvii