Причины неисправности клапана рециркуляции отработанных газов
О нарушении корректной работы клапана рециркуляции отработанных газов в силовом агрегате вашего автомобиля свидетельствуют некоторые специфические признаки. Однако их появление не означает немедленную замену клапана. Попытки самостоятельного решения проблемы в подавляющем большинстве случаев приводят к успешному результату.
Процесс рециркуляции отработанных газов в бензиновых (дизельных) силовых установках
Большинству автолюбителей, поверхностно знакомым с особенностями функционирования силовых агрегатов кажется, что отработанные газы (далее по тексту ОГ) сразу и полностью удаляются из системы. Однако это не так, ОГ возвращаются в двигатель. Целесообразность этой технической уловки заключается в существенном снижении процентного содержания оксида азота – вредной примеси, загрязняющей окружающую среду.
Как это происходит? ОГ, вторично попадая в дизельную силовую установку, понижают температуру воспламенения топлива, поглощают тепло в камере сгорания и минимизируют образование кислорода в выхлопе. Дефицит кислорода приводит к уменьшению оксида азота.
В агрегатах, использующих в качестве топлива бензин, основной причиной использования системы рециркуляции ОГ является повышение их экономичности. Возвращающиеся выхлопные газы приоткрывают дроссельную заслонку, уменьшая потери энергии, необходимые для ее открытия. Таким образом, не только снижая расход автомобильного топлива, но и существенно уменьшая содержание вредных примесей в ОГ, выводимых из выхлопной трубы.
Системы внешней и внутренней рециркуляции ОГ
В большинстве силовых агрегатов внутреннего сгорания предусмотрены две системы, обеспечивающие рециркуляционный процесс ОГ – внешняя и внутренняя. Внутренняя система, как и следует из ее названия, реализована конструкцией двигателя и не предусматривает включения в работу дополнительных элементов. В процессе проектирования двигателя выполняется настройка выпускных клапанов, обеспечивающая их открытие в начальной фазе такта впуска в течение определенного отрезка времени. Именно тогда и происходит всасывание некоторой части ОГ в камеру сгорания.
Иначе работает система внешней рециркуляции. ОГ, попадают во впускной канал посредством внешнего трубопровода системы EGR. Большинство современных дизельных и некоторая часть бензиновых силовых агрегатов оснащены дополнительным охладителем, включенным во внешнюю систему рециркуляции, функциональным назначением которого и является понижение температуры ОГ. Охлажденные газы снижают температуру горения и инициируют получение эффекта, о котором было сказано выше.
Функционирование, или как работает клапан рециркуляции отработанных газов
Время возврата в систему и количество выхлопных газов направленных для рециркуляции внешней системой являются наиболее важными параметрами функционирования этой системы. Точное соблюдение этих параметров в заданных производителем диапазонах всецело зависит от устройства, называемого рециркуляционным клапаном, или клапаном EGR. Представление о том, как работает клапан рециркуляции отработанных газов лежит в плоскости понимания особенностей его конструктивного исполнения. Основными элементами клапана являются:
- Специальная задвижка, именуемая тарельчатым клапаном. Ее функциональное назначение – предотвращение попадания ОГ во впускной тракт силового агрегата.
- Датчики (лямбда-зонд и датчик массового расхода воздуха). На основании полученных от них данных блок управления силовой установкой управляет клапаном EGR.
- Электропневматический или электрический (серводвигатель) привод рециркуляционного клапана.
На некоторых моделях современных автомобилей установлен клапан EGR, оснащенный датчиком положения, контролирующим корректность закрытия (открытия) толкателя или заслонки.
Дефекты клапана EGR и признаки их проявления
Существует несколько, своего рода, сигналов, свидетельствующих о некорректной работе или возникновении неисправности клапана рециркуляции отработанных газов:
- Ощутимые колебания в режиме холостого хода.
- Рывки автомобиля в процессе набора скорости.
- Потеря мощности силового агрегата.
- Выхлопные газы окрашены в черный цвет.
- Увеличенный расход топлива.
- Повышенный уровень оксида азота в отработанных газах.
Факт нахождения клапана EGR, а, следовательно, и его регулировочного механизма, в потоке ОГ позиционирует его в качестве наиболее чувствительного элемента системы рециркуляции. Содержащаяся в выхлопных газах сажа негативно влияет на механизм регулировки клапана, препятствуя его нормальному закрытию (открытию).
Не менее проблематично для функционирования системы EGR и загрязнение клапана парами масла, поступающего из маслоотделителя.
Некорректная работа клапана чревата не только ростом уровня вредных веществ, содержащихся в ОГ, но и существенной потерей мощности силовой установки.
Следует понимать, что проявление приведенных выше признаков неисправности клапана EGR может быть периодическим, ввиду способности устройства к самостоятельному восстановлению. Тем не менее, временность проявления дефектов не является поводом для либерального к ним отношения. Временные сбои работоспособности имеют свойство периодического повторения с последующим окончательным выходом устройства из строя.
Причины, вызывающие нарушения работоспособности клапана рециркуляции
Рассмотрим основные причины, приводящие к появлению сбоев в работе рециркуляционных систем:
- Загрязнение клапана EGR – одна из основных и наиболее частых причин, вызывающих затруднения в работе механизма регулировки. Эксплуатационный ресурс клапана, как правило, достаточно велик. Однако настройка программного обеспечения, особенно в современных моделях автомобилей, в соответствии с ужесточившимися нормами экологических стандартов, способствует значительному ускорению процесса рециркуляции ОГ. А это, к сожалению, существенно уменьшает продолжительность эксплуатационного ресурса.
- Еще одной распространенной неисправностью является нарушение контакта в разъемах электрического питания клапана EGR. Повреждение внешней системы рециркуляции, например, образование трещин в трубопроводах или нарушение герметичности резиновых уплотнений, приводят к утечке ОГ и сбоях в работе системы в целом, и клапана ЕГР в частности.
- Нарушение работоспособности рециркуляционного клапана может быть вызвано падением давления масла в зоне головки блока цилиндров. Образующиеся при этом масляные пары загрязняют конструктивные элементы клапана. Очистка или замена клапана становится целесообразной лишь в случае устранения причины масляного парообразования.
- Повреждения вакуумных шлангов делают невозможным обеспечения достаточной степени разрежения, что оказывает непосредственное влияние на беспрепятственное открывание клапана EGR.
- И наконец, неисправный датчик массового расхода воздуха – еще одна, не самая редкая причина нарушения работоспособности клапана рециркуляции ОГ.
Очистка рециркуляционного клапана
При возникновении сомнений в корректности работы клапана, возникших на основании описанных выше проявлений, следует конкретизировать причину негативных проявлений. В случае подтверждения присутствия тяжелых сажевых отложений внутри устройства работоспособность клапану EGR можно вернуть посредством банальной очистки.
Идеальным средством, эффективно очищающим элементы рециркуляционного клапана, является специальный спрей-очиститель. Распылять его следует во впускной тракт во время работы силового агрегата при помощи шланга. Важными особенностями данной процедуры являются соблюдение рекомендаций производителя и тщательность очистки.
Добросовестная очистка конструктивных элементов в большинстве случаев помогает кардинально решить проблемы работоспособности клапана EGR в частности, и системы рециркуляции ОГ в целом.
Где находится клапан рециркуляции отработанных газов
Местоположение клапана EGR отличается в зависимости от марки, модели и года выпуска автомобиля. Поэтому, на вопрос о том, где находится клапан рециркуляции отработанных газов, однозначного ответа нет. Самым верным способом определения его местонахождения можно считать его соединение с впускным коллектором. Агрегат может быть непосредственно установлен на коллекторе или соединен с ним трубопроводом.
Конструктивное исполнение некоторых двигателей отличается доступностью клапана EGR для демонтажа и последующей замены. Но, подавляющее большинство современных автомобилей характеризуются размещением клапана в местах, доступ к которым становится возможным лишь после предварительного демонтажа нескольких узлов или агрегатов. Эти особенности конструкции влияют на принятие решение при выборе способа ремонта клапана: замены или очистки.
Очевидно, что установленный в труднодоступном месте неработающий клапан рециркуляции отработанных газов, рациональнее заменить, а не производить его чистку, поскольку процесс очистки дает краткосрочный положительный эффект, а сложный демонтаж и последующий монтаж – мероприятия финансово затратные.
https://gazone.com.ua/blog/klapan-retsirkulyatsii-otrabotannyh-gazov/