Капсула безопасности автомобиля это
Программу улучшения навыков водителей под названием «Защитное вождение» впервые представили в США в далеком 1964 году. Данная манера управления автомобилем рекламировалась как методика, способная сберечь жизнь, деньги и время, независимо от обстоятельств на дороге и поведения других водителей. Согласно утверждению разработчиков методики, от 97 до 99 процентов ДТП можно предотвратить, если использовать ее основополагающие принципы.
Капсула безопасности
Время вместо расстояния
Одной из основных причин ДТП является несоблюдение безопасной дистанции между автомобилями. Четкого определения величины такой дистанции нет и не было – водитель должен учесть множество факторов, часть из которых изменяются каждую секунду. Базовым понятием капсулы безопасности является измерение безопасной дистанции в секундах вместо метров. Эксперты в этом случае говорят о трех секундах:
1. Полторы нужно, чтобы распознать опасность и среагировать. 2. Полсекунды требуется для нажатия на тормоз и реакцию тормозной системы. 3. Секунда остается в запасе.
Не думай о секундах свысока…
Если скорость автомобиля равняется 100 км/час, то трехсекундная дистанция до впереди идущей машины составит около ста метров. Если дорога мокрая, то добавляется еще секунда, видимость ограничена туманом – вместо одной добавляются две. При гололеде специалисты советуют добавлять целых 4 секунды к стандартным трем. Системы безопасности современных автомобилей, контролирующие и поддерживающие дистанцию, рассчитаны именно на 3 секунды. Соблюдение правила капсулы безопасности подразумевает сброс скорости и установление безопасной дистанции всякий раз, когда ситуация на дороге и состав участников движения изменяются.
Защитное вождение — что это такое и с чем это едят. Мой опыт.
NB — это далеко не реклама, с соответствующей школой никаких договоренностей у меня не было, я не имею никаких личных выгод от составления и размещения этого текста. Хотите – верьте, хотите – нет, мне фиолетово. Поэтому не будет прямых ссылок, погуглите и обрящете. Отзыв планировался небольшим, но потом «Остапа понесло» (с).
Никогда не писал в блог, хотя писать всегда умел и любил (склонности в школе, да и бывшая профессия была связана со словом). Считал, что мне нечего сказать этому миру (за исключением отчетов о джиперских мероприятиях на соответствующем форуме). Но все течет, все изменяется — созрел и я. Букафф будет многа, КДПВ – мало, а потому текст только для реально заинтересовавшихся.
Курс «Защитное вождение», не скрою, заинтересовал меня прежде всего достаточно демократичной ценой (по сравнению с другими программами), небольшой протяженностью по времени и сугубо практическим наполнением. Стиль моего вождения с течением времени сменился к худшему — на манеру езду очень сильно влияло настроение, необходимость спешить, уроды на дорогах (да-да, тогда я еще считал половину водителей вокруг себя уродами) и т.п. С этим надо было что-то делать, поскольку даже супруга уже нервно сжимала ручку двери, когда я проносился в миллиметрах от соседних машин. А поскольку я решил прочно связать свою будущую работу с автомобилем, то пройти мне этот курс было просто жизненно необходимо. Да и новую машину было жаль, денег на КАСКО – тем более.
Когда я рассказал одной своей знакомой, что за 5 часов теории и 1 час практики я отдам 6500 рублей, то она посчитала это разводом. Я — нет. И не потому, что стыдно было показаться лохом. Еще очень давно я понял достаточно простую весчь – ты не ценишь то, что досталось тебе бесплатно. И чем дороже тебе это обошлось, тем большую пользу ты из этого стараешься извлечь. А из этого курса пользу извлечь определенно можно и нужно.
Итак, что же такое защитное вождение? Это стиль вождения, при котором до минимума снижена вероятность попадания в ДТП не зависимо от условий окружающей среды и действий других водителей. По утверждению Шатова, 90% (или даже 95%) ДТП водитель при наличии соответствующей подготовки может избежать. Я скептически отнесся к этому утверждению, но к концу лекции свое мнение изменил. Если проявить чуточку больше осмотрительности, не визжать в панике, не бросать руль, а действовать умело и хладнокровно – вырулить и выехать без потерь действительно можно почти всегда. Нюанс в том, что для этого реально придется постараться. И чем больше ваш водительский стаж, тем больше придется стараться, ибо переобучаться всегда сложнее, чем учиться с нуля.
Лекция началась с небольшого рассказа о том, откуда есть пошло понятие ЗВ, кто приложил руку к созданию курса и немного о самом Шатове и КШВВМ (последнюю часть я уже знал, слушал вполуха). Все пересказывать не буду (иначе будет неинтересно, да и в моей интерпретации может исказиться смысл), но кое-что показалось интересным. Оказалось, что в Великобритании умные люди задумались о том, как новоиспеченным полицейским без соответствующих навыков вождения необходимо добираться до места происшествия, не разбив машину и не угробив по пути к нему пару-тройку налогоплательщиков. Было создано Royal Society for the Prevention of Accidents. Его члены разработали соответствующие курсы и тренинги, подготовили преподавателей. Одним из них является наш нынешний лектор Шатов Олег Юрьевич. Курс, который он читает, отличается от британского, поскольку умные люди, желающие ездить безопасно, есть везде, а комбинировать знания можно до бесконечности. Но об этом пусть лучше расскажет он сам, если вы придете к нему на тренинг.
Вся лекция длилась примерно 4 астрономических часа с двумя короткими перерывами, сопровождалась весьма наглядными и доходчивыми слайдами и видеороликами. Вначале были показаны фото ДТП 19 века и современности. Разница была очевидна – скорости ниже, систем безопасности типа подушек и ремней никаких, трупов на фото не видно. Современность – груды железа, реки крови, горы мяса. И дело не в возросших скоростях и увеличившемся количестве машин или цензуры на фото. Люди уверовали в системы безопасности и стали водить гораздо быстрее, отчаяннее и менее осторожно. Выжить в авто стало сложнее. Но меня в необходимости курса убеждать не надо было, я пришел по собственной инициативе. Это было рассчитано скорее на сотрудников некоего весьма крупного предприятия, с которыми я совместно проходил этот курс. Слушали они, кстати, с разной степенью заинтересованности – видимо, не все считали эту учёбу настолько необходимой. Но речь не о них.
Пересказывать содержание лекции смысла нет – все это нормально воспринимается только в комплексе, да и отнимать хлеб у КШВВМ желания нет. Обращу внимание только на самое интересное, на мой взгляд (что успел законспектировать, раздаточных материалов не было):
1) что дополнительно необходимо делать при увеличении скорости; триада «скорость – наблюдение – пространство»;
2) что входит в понятие «наблюдение за дорогой»;
3) умеет ли вы дорогу читать?
4) как выбирать скорость (при этом Шатов признается, что стиль езды любит весьма динамичный);
5) вам нравится скорость. Что с этим делать?
6) торможение – что это такое и как правильно тормозить именно на вашем авто (для меня было полным откровением требование выжать сцепление – я всегда считал, что это приведет к блокировке колес);
7) при 40 км/ч пешеход выживет, при 60 км/ч – едва ли. Подвопрос – как изменятся последствия при движении со скоростью 60 и 65 км/ч? Небольшая разница, не правда ли? А последствия стоит увидеть на видео;
8) чем измеряется безопасная дистанция до впереди идущего авто? Когда ее надо увеличить?
9) в вашу безопасную дистанцию постоянно вклиниваются чужие авто. Что с этим делать и что будет, если не делать ничего? Сколько времени вы при этом потеряете (ответ вас удивит – гарантирую 146%).
10) что такое капсула безопасности;
11) реальные правила проездов перекрестков (не ПДД).
Информация была донесена в тезисах, сжато, в концентрированной форме. Если не умеете ее быстро перерабатывать и применять — идти туда нет смысла.
Сотрудники предприятия-заказчика проходили практику в тот же день. Я (так получилось) — на следующий. Сначала я об этом пожалел – чувствовал, что закреплять это на практике надо было сразу – ковать железо, не отходя от кассы, как говорится. Зато на следующий день с Шатовым получился весьма продолжительный и продуктивный диалог. Что представляет из себя практика? Это вождение с комментариями. Но не шатовскими, а вашими собственными – инструктор (не обязательно Шатов) сидит рядом и требует от вас же, сидящего за рулем, подробного комментария текущей дорожной ситуации и ваших действий с упором на услышанную теорию (например, при торможении вы были обязаны назвать цвет и марку авто, едущего сзади вас). При этом весьма забавным было требование ехать в своем обычном стиле, поскольку после услышанного ездить так, как ездил до этого, нереально – ты начинаешь видеть гораздо больше опасностей на дороге. Это сложно. Это до18+ сложно. Но это реально работает, ты начинаешь читать ситуацию вокруг как открытую книгу. Если вы считаете, что при вашем 20-, 30-, 40-летнем опыте вождения вас уже ни чему полезному не возможно научить – поверьте, это далеко не так. Вот вы можете предсказать, что будет делать в следующий момент времени вон та чепырка, этот бизнес-седан, грузовик рядом и автобус вдалеке? Или вы об этом даже не задумывались, а просто в этом момент решили прикурить сигарету/прочитать смс/настроить радио? А если чепырка еще и занижена, затонирована по-бункерному, имеет стрисракерский тюнинх, новенький бизнес-седан начал подъезжать к вокзалу, а у грузовика со следами ДТП раскрылся тент и под ним что-то виднеется такое сыпучее? А что при этом будете делать вы? А как бы поступил при этом водитель-телохранитель?
Уже через 40 минут остатки моего мозга начали закипать, язык отсох, а глаза устали от постоянного кручения по зонам внимания (вы знали, что их как минимум 6?). Но Олег Юрьевич преподает уже давно, утерю моего внимания заметил, и поэтому мы быстро зарулили на парковку и пошло закрепление пройденного материала. По его результатам была дана четкая обратная связь – что хорошо, что плохо. Выяснилось, что у меня неплохо получается предсказывать действия соседей в потоке, мой стиль был охарактеризован как «уверенный, внимательный, осторожный» (насчет последнего ха-ха три раза от моей супруги ))). Плохо – техника руления абсолютно неправильная, проблемы с наблюдением и временем принятия решений. Подробнее – на фото.
Ну что же, подведем итоги.
1. Кому это нужно?
1) тому, кто осознал, что ДТП избежать реально в 90% случаев. Не верите – не ходите, мне за ваш приход деньги не платят и скидку не дают )))));
2) тому, кто готов учиться и переучиваться. Чем больше ваш опыт, тем сложнее вам будет. Не надо приходить с шапкозакидательским настроением;
3) тому, кто хочет научиться водить автомобиль безопасно.
2. Что для этого надо?
1) иметь желание учиться и переучиваться, быстро воспринимать и перерабатывать информацию;
2) иметь готовность отдать 6500 рублей (цена на момент написания отзыва) или уговорить своего адекватного работодателя;
3) даже не пытаться перебивать на лекции или в разговоре Шатова – «Птица-говорун отличается умом и сообразительностью, умООм и сООбразительностью» (с). Лучше запишите/запомните вопрос/замечание и спросите позже, попытка перебива обречена на провал изначально.
3. Минусы обучения:
1) донесение информации в весьма сжатом и тезисном виде требует от курсантов высокой мотивации к обучению;
2) нет раздаточных материалов (возможно, это осознанный выбор организаторов), успеешь законспектировать – молодец, не успел – надейся на свою память.
4. Плюсы обучения:
1) неплохой материал, доводится доходчиво, слайды и видео рулят;
2) небольшая продолжительность (можно выделить полдня своей жизни, дела не убегут); отсюда растут ноги концентрированной подачи информации;
3) относительно невысокая цена (в 4 раза меньше взноса по самой дешевой КАСКО, да и инвестиции в свое обучение являются самыми надежными).
Удачи на дорогах желать не имеет смысла. Есть смысл научиться эту самую удачу ловить, держать за хвост и никуда не отпускать. Это – реально.
Как овладеть методикой защитного вождения?
Водитель был и остается главным гарантом собственной безопасности. Именно он способен создать при движении на дороге нечто вроде неприкосновенной зоны вокруг своего автомобиля.
Для водителей спецслужб в разных странах разрабатывалась система контроля автомобиля. Система доказала свою эффективность и взята на вооружение гражданскими корпоративными автопарками. Совет национальной безопасности США (NSC) еще в 1964 году разработал такую программу совершенствования «гражданских» водительских навыков, которая преследует целью обучить водителей так называемому «защитному вождению» (defensive driving). Этот стиль езды подразумевает управление транспортным средством в такой манере, которая «бережет жизни, время и деньги в независимости от дорожных условий и обстоятельств, а также поведения других участников дорожного движения». Эффективность программы основана на статистике, которая утверждает, что 97-99% ДТП – предотвратимые!
В основе методики защитного вождения лежит так называемая «капсула безопасности» |
В основе методики защитного вождения лежит так называемая «капсула безопасности». Это воображаемая оболочка вокруг автомобиля для обеспечения требуемого обзора, своевременного принятия решения и совершения необходимых действий для предотвращения ДТП.
Нет единого мнения, какая дистанция между автомобилями является безопасной. Для того чтобы с уверенностью утверждать, нужно учитывать до десятка факторов, половина из которых постоянно изменяются.
Проще оценивать безопасную дистанцию не в метрах, а в секундах. Безопасной считается дистанция в 3 секунды:
• 1,5 секунды – распознавание аварийной ситуации и реакция водителя (восприятие 0,1 с + распознавание 0,5 с + выбор действия 0,5 с + действие 0,4 с);
• 0,5 секунды – нажатие на тормоз и срабатывание тормозной системы;
Дистанция в 3 секунды означает, что расстояние до впереди идущего автомобиля ваше авто преодолевает за 3 секунды, соблюдая тот же скоростной режим. Для справки: при скорости 100 км/ч дистанция в 3 секунды приблизительно равняется 100 метрам.
Идет дождь? Прибавьте еще одну секунду к безопасной дистанции. На дороге снег, стелется туман? Прибавьте две секунды. Гололед? Добавьте дополнительные четыре секунды к уже имеющимся трем.
Именно на такую дистанцию, кстати, рассчитаны современные вспомогательные системы контроля и поддержания дистанции (или больше, если водитель установит иное вручную), а также автопилоты. В Евросоюзе водителя могут даже оштрафовать, если он не соблюдает 3-секундную дистанцию. Это довольно большое расстояние на высоких скоростях, поэтому установленный вами зазор будет регулярно подвергаться нападкам со стороны других водителей, которые будут пытаться встроиться перед вами. Поддержание капсулы безопасности означает, что такой маневр требует, чтобы водитель сбросил скорость, пока дистанция до новоявленного лидера также не вырастет до 3 секунд.
Капсула безопасности – это свободное пространство вокруг автомобиля, где вас гарантированно никто «не тронет»: спереди, сзади, слева и справа.
Если вы обнаружили, что машина сзади буквально «висит» у вас на бампере, вам также необходимо предпринять меры для восстановления своей капсулы безопасности. Для этого следует еще больше увеличить дистанцию впереди. Таким образом вы гарантируете, что при возникновении впереди аварийной ситуации (например, экстренное торможение машины-лидера) у вас в распоряжении имеется запас по тормозному пути и вы сможете избежать наезда сзади.
Нужно постоянно создавать вокруг автомобиля как можно больше свободного пространства. Например, никогда не следует ехать вровень с каким-либо транспортным средством. Ведь капсула безопасности при этом резко сокращается.
У каждого транспортного средства есть своя мертвая зона, а рекордная она у грузовика с высокой кабиной. Длина его мертвой зоны составляет от 14 до 16 метров и находится у правого колеса впереди. И перестраиваться перед ним с правой стороны опасно. Держитесь от него на расстоянии и слева. Еще опаснее обгонять его на трассах с правой стороны, что в 100% случаев грозит серьезным ДТП. Не стоит рассчитывать, что водитель фуры сможет быстро затормозить и остановить машину. Тормозной путь грузовика гораздо больше, чем у легкового автомобиля.
Золотое правило капсулы безопасности: чем больше скорость, тем больше размер капсулы. И наоборот, чем меньше ваша текущая капсула безопасности, тем с меньшей скоростью вы должны передвигаться.
Как овладеть методикой защитного вождения?
Водитель был и остается главным гарантом собственной безопасности. Именно он способен создать при движении на дороге нечто вроде неприкосновенной зоны вокруг своего автомобиля.
Для водителей спецслужб в разных странах разрабатывалась система контроля автомобиля. Система доказала свою эффективность и взята на вооружение гражданскими корпоративными автопарками. Совет национальной безопасности США (NSC) еще в 1964 году разработал такую программу совершенствования «гражданских» водительских навыков, которая преследует целью обучить водителей так называемому «защитному вождению» (defensive driving). Этот стиль езды подразумевает управление транспортным средством в такой манере, которая «бережет жизни, время и деньги в независимости от дорожных условий и обстоятельств, а также поведения других участников дорожного движения». Эффективность программы основана на статистике, которая утверждает, что 97-99% ДТП – предотвратимые!
В основе методики защитного вождения лежит так называемая «капсула безопасности». Это воображаемая оболочка вокруг автомобиля для обеспечения требуемого обзора, своевременного принятия решения и совершения необходимых действий для предотвращения ДТП.
Нет единого мнения, какая дистанция между автомобилями является безопасной. Для того чтобы с уверенностью утверждать, нужно учитывать до десятка факторов, половина из которых постоянно изменяются.
Проще оценивать безопасную дистанцию не в метрах, а в секундах. Безопасной считается дистанция в 3 секунды:
• 1,5 секунды – распознавание аварийной ситуации и реакция водителя (восприятие 0,1 с + распознавание 0,5 с + выбор действия 0,5 с + действие 0,4 с);
• 0,5 секунды – нажатие на тормоз и срабатывание тормозной системы;
Дистанция в 3 секунды означает, что расстояние до впереди идущего автомобиля ваше авто преодолевает за 3 секунды, соблюдая тот же скоростной режим. Для справки: при скорости 100 км/ч дистанция в 3 секунды приблизительно равняется 100 метрам.
Идет дождь? Прибавьте еще одну секунду к безопасной дистанции. На дороге снег, стелется туман? Прибавьте две секунды. Гололед? Добавьте дополнительные четыре секунды к уже имеющимся трем.
Именно на такую дистанцию, кстати, рассчитаны современные вспомогательные системы контроля и поддержания дистанции (или больше, если водитель установит иное вручную), а также автопилоты. В Евросоюзе водителя могут даже оштрафовать, если он не соблюдает 3-секундную дистанцию. Это довольно большое расстояние на высоких скоростях, поэтому установленный вами зазор будет регулярно подвергаться нападкам со стороны других водителей, которые будут пытаться встроиться перед вами. Поддержание капсулы безопасности означает, что такой маневр требует, чтобы водитель сбросил скорость, пока дистанция до новоявленного лидера также не вырастет до 3 секунд.
Капсула безопасности – это свободное пространство вокруг автомобиля, где вас гарантированно никто «не тронет»: спереди, сзади, слева и справа.
Если вы обнаружили, что машина сзади буквально «висит» у вас на бампере, вам также необходимо предпринять меры для восстановления своей капсулы безопасности. Для этого следует еще больше увеличить дистанцию впереди. Таким образом вы гарантируете, что при возникновении впереди аварийной ситуации (например, экстренное торможение машины-лидера) у вас в распоряжении имеется запас по тормозному пути и вы сможете избежать наезда сзади.
Нужно постоянно создавать вокруг автомобиля как можно больше свободного пространства. Например, никогда не следует ехать вровень с каким-либо транспортным средством. Ведь капсула безопасности при этом резко сокращается.
У каждого транспортного средства есть своя мертвая зона, а рекордная она у грузовика с высокой кабиной. Длина его мертвой зоны составляет от 14 до 16 метров и находится у правого колеса впереди. И перестраиваться перед ним с правой стороны опасно. Держитесь от него на расстоянии и слева. Еще опаснее обгонять его на трассах с правой стороны, что в 100% случаев грозит серьезным ДТП. Не стоит рассчитывать, что водитель фуры сможет быстро затормозить и остановить машину. Тормозной путь грузовика гораздо больше, чем у легкового автомобиля.
Как овладеть методикой защитного вождения?
Водитель был и остается главным гарантом собственной безопасности. Именно он способен создать при движении на дороге нечто вроде неприкосновенной зоны вокруг своего автомобиля.
Для водителей спецслужб в разных странах разрабатывалась система контроля автомобиля. Система доказала свою эффективность и взята на вооружение гражданскими корпоративными автопарками. Совет национальной безопасности США (NSC) еще в 1964 году разработал такую программу совершенствования «гражданских» водительских навыков, которая преследует целью обучить водителей так называемому «защитному вождению» (defensive driving). Этот стиль езды подразумевает управление транспортным средством в такой манере, которая «бережет жизни, время и деньги в независимости от дорожных условий и обстоятельств, а также поведения других участников дорожного движения». Эффективность программы основана на статистике, которая утверждает, что 97-99% ДТП – предотвратимые!
В основе методики защитного вождения лежит так называемая «капсула безопасности». Это воображаемая оболочка вокруг автомобиля для обеспечения требуемого обзора, своевременного принятия решения и совершения необходимых действий для предотвращения ДТП.
Нет единого мнения, какая дистанция между автомобилями является безопасной. Для того чтобы с уверенностью утверждать, нужно учитывать до десятка факторов, половина из которых постоянно изменяются.
Проще оценивать безопасную дистанцию не в метрах, а в секундах. Безопасной считается дистанция в 3 секунды:
• 1,5 секунды – распознавание аварийной ситуации и реакция водителя (восприятие 0,1 с + распознавание 0,5 с + выбор действия 0,5 с + действие 0,4 с);
• 0,5 секунды – нажатие на тормоз и срабатывание тормозной системы;
Дистанция в 3 секунды означает, что расстояние до впереди идущего автомобиля ваше авто преодолевает за 3 секунды, соблюдая тот же скоростной режим. Для справки: при скорости 100 км/ч дистанция в 3 секунды приблизительно равняется 100 метрам.
Идет дождь? Прибавьте еще одну секунду к безопасной дистанции. На дороге снег, стелется туман? Прибавьте две секунды. Гололед? Добавьте дополнительные четыре секунды к уже имеющимся трем.
Именно на такую дистанцию, кстати, рассчитаны современные вспомогательные системы контроля и поддержания дистанции (или больше, если водитель установит иное вручную), а также автопилоты. В Евросоюзе водителя могут даже оштрафовать, если он не соблюдает 3-секундную дистанцию. Это довольно большое расстояние на высоких скоростях, поэтому установленный вами зазор будет регулярно подвергаться нападкам со стороны других водителей, которые будут пытаться встроиться перед вами. Поддержание капсулы безопасности означает, что такой маневр требует, чтобы водитель сбросил скорость, пока дистанция до новоявленного лидера также не вырастет до 3 секунд.
Капсула безопасности – это свободное пространство вокруг автомобиля, где вас гарантированно никто «не тронет»: спереди, сзади, слева и справа.
Если вы обнаружили, что машина сзади буквально «висит» у вас на бампере, вам также необходимо предпринять меры для восстановления своей капсулы безопасности. Для этого следует еще больше увеличить дистанцию впереди. Таким образом вы гарантируете, что при возникновении впереди аварийной ситуации (например, экстренное торможение машины-лидера) у вас в распоряжении имеется запас по тормозному пути и вы сможете избежать наезда сзади.
Нужно постоянно создавать вокруг автомобиля как можно больше свободного пространства. Например, никогда не следует ехать вровень с каким-либо транспортным средством. Ведь капсула безопасности при этом резко сокращается.
У каждого транспортного средства есть своя мертвая зона, а рекордная она у грузовика с высокой кабиной. Длина его мертвой зоны составляет от 14 до 16 метров и находится у правого колеса впереди. И перестраиваться перед ним с правой стороны опасно. Держитесь от него на расстоянии и слева. Еще опаснее обгонять его на трассах с правой стороны, что в 100% случаев грозит серьезным ДТП. Не стоит рассчитывать, что водитель фуры сможет быстро затормозить и остановить машину. Тормозной путь грузовика гораздо больше, чем у легкового автомобиля.
https://odnoklassniki-moja.ru/articles/kapsula-bezopasnosti-avtomobilya-eto.html